Найти тему
Наш край

Некоторые археологические свидетельства христианизации земель Полесья

Оглавление

Территория современного Полесья в X-XIII вв. была исторической составляющей Древней Руси. Южная Беларусь с городами Туров, Пинск, Давыд-Городок, Берестье и др. входила в состав Туровской земли, Юго-Восточная — с Гомелем, Чечерском, Рогачевом, Речицей — в состав Черниговской земли.

О распространении христианства на землях Полесья свидетельствуют археологи­ческие данные. В первую очередь, к ним относятся памятники каменного зодчества. Каменные храмы строились начиная с XI в. во многих регионах Руси. Плинфа — типич­ный для древнерусского монументального церковного строительства XI-XIII вв. мате­риал. Она представляет собой тонкий обожженный кирпич. Большинство церквей и монастырей на Руси построено из этого материала.

Свидетельством наличия памятника древнерусской архитектуры в Турове являлись постоянные находки древних кирпичей, а также строительного раствора. Расположение монументального сооружения было определено в 1961 г. в шурфе, заложенном М.Д. Полубояриновой и П.А. Раппопортом [1]. В 1962 г. московской экспедицией под руковод­ством М.К. Каргера были проведены раскопки, в результате которых был обнаружен хо­рошо сохранившийся северо-западный столб храма. В августе-сентябре 1963 г. руины сред­невекового храма были раскрыты полностью [2]. В результате, исследованиями экспедиции М. К. Каргера в Турове были обнаружены остатки трехнефного трехапсидного кирпичного собора XII в. Эти раскопки были продолжены П.Ф. Лысенко в 1990-х годах [3].

Стены храма сохранились на высоту 30-50 см, однако в некоторых местах их вы­сота достигает 2 м. Фундамент Туровского храма выполнен из валунного камня, поло­женного «насухо» в строительные рвы глубиной до 1,2 м. Стены сложены из кирпича-плинфы (византийской традиции, размером 25 х І8 х 4,5 см) на растворе извести с обильной примесью кирпичной или керамической крошки (цемянка) в технике равно­слойной кладки. Это сближает ее с кирпичными постройками киевского, черниговско­го, волынского и смоленского зодчества середины и второй половины XII в. [4, с. 205].

Раскопками храма были выявлены следы майоликовых плиток, покрывавших пол. Одной из особенностей сооружения является отсутствие фресок. Следующей чертой храма, определяющей его специфику, является круглая лестничная башня.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований!

Время возведения храма вызывает споры исследователей. Однако все ученые схо­дятся на том, что он был заложен в XII в. На это указывает техника строительства дан­ного сооружения. Строительство храма было задумано в 1162 г. князем Юрием Яро­славовичем и епископом Кириллом Туровским [5, с. 355].

В середине XIII в. здание было разрушено. В настоящее время большинство ис­следователей считает, что всему виной было землетрясение.

Каменные храмы были построены и в других регионах Полесья (есть письменные известия о церкви Св. Петра в Бресте и первоначальном Лещинском монастыре в Пинске).

Гомель (летописный Гомий) — древнерусский город на юго-востоке Беларуси. Впервые он упоминается как город Черниговского княжества под 1142 г. Старейшая гомельская церковь называлась Никольской (Николаевской). Собор располагался на детинце. Был построен во второй половине XI в. при князе Святославе Ярославиче (в крещении — Николае). Источники показывают расположение храма на средневеко­вом замчище, т. е. бывшем детинце города. Более точное его местонахождение неиз­вестно. Строения Никольской церкви существовали до начала XIX в. и были разобраны в связи с возведением дворца Румянцевых. Здесь найдена плинфа, указывающая на древнерусское монументальное строительство. Плинфа обнаружена и при раскопках в северной части Гомия, на его околоградье — там, где сейчас находится усадьба Петро­павловского собора, возведенного в первой половине XIX в. Письменные источники (ранние восходят к XVI в.) упоминают здесь церковь Рождества Пресвятой Богороди­цы. Она показана на плане Гомеля 1799 г. [6]. Возможно, этой деревянной церкви так­же предшествовал храм, возведенный в XII в.

Следующую группу памятников церковной археологии составляют предметы христианского культа. На территории Гомеля были обнаружены несколько крестов. Все предметы изготовлены из бронзы способом литья. Датируются XI-XIII вв. Среди нахо­док представлены тельники, крестовидные подвески и др.

В 1986 г. на околоградье летописного Гомеля О.А. Макушниковым найдена створка энколпиона с плохо сохранившимся гравированным изображением Христа или Богоматери [7]. Подобный складень открыт В.В. Богомольниковым в мужском погре­бении кургана могильника Курганье в Жлобинский районе Гомельской области. Еще один бронзовый складень найден О.А. Макушниковым на древнерусском селище у д. Новоселки Ветковского района. Э.М. Загорульским в Вищине Рогачевского района найдено 8 металлических тельников XII — начала XIII вв. [8].

Продолжение статьи читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.