Найти тему
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

НЕМНОГО О ЛЮБИМОМ МУЛЬТФИЛЬМЕ, ПРО ЦАПЛЮ И ЖУРАВЛЯ

.


Все мы читали в детстве сказку про Цаплю и Журавля... И наверное, немногие люди, помнят мультфильм. А чем интересен мультфильм Юрия Норштейна о Журавле и Цапле?... Помимо бесподобной мультипликации (одновременно призрачно-потусторонней, и, в то же время, плотной) , мультфильм интересен своей интерпретацией , интерпретацией не только художественной, но и интерпретацией социальной, я бы даже сказал, сословной. В чем это выражается? Русская народная сказка посвященная взаимоотношениям цапли и журавля, именно, народная, то есть созданная в среде крестьянской - и в силу этого обстоятельства, повествующая о самых простых цапле и журавле, иносказательно отображая чисто крестьянскую историю, повествующую про смешные взаимоотношения одинокого крестьянина и одинокой крестьянки, которые все никак не могут пожениться. Почему? Вероятнее всего, по той причине, что , не смотря на разность и несовместимость характеров, больше в округе никого нет, в качестве подходящего кандидата, или кандидатки. В сказке даже четко говорится, что журавль построил себе избу на одном конце болота, а цапля на другом, (что, лишний раз убеждает читателя в том, что речь идет о крестьянах, которые и могли построить себе избу, а не усадьбу), как и повествующую о том, что деревня, вероятнее, всего - маленькая и безлюдная. Именно с этих слов и начинается сказка про Журавля - в переложении Даля.

Повторюсь, сказка про цаплю и журавля – сказка народная и крестьянская , когда как, в мультфильме Норштейна, и Цапля и Журавль выглядят скорее аристократами. Иными словами, история про двух сварливых крестьян (подразумевая деревенскую мужчину и женщину, если иметь в виду сказку) в мультфильме превращается в историю об аристократической гордости двух влюбленных друг в друга существ. Даже ухаживания показаны нарочито аристократично и по дворянски, словно бы ты окунаешься в мир прозы Тургенева, а не читаешь сказку. Учитывая что мультфильм создавался в советскую эпоху, довольно смелая экранизация, в которой тайным образом реабилитируется дворянство, и в то же время выявляется маргинализация аристократизма и в обществе, (говоря о советском обществе), и в любви. По существу, это пример в хорошем смысле романтизации, (аристократизации) русской народной сказки. Особенно хорошо подходит голос Иннокентия Смоктуновского. Романтическая поэзия и романтическая ирония в этом мультфильме сливаются в некое одно целое.

Однако, и ирония подчеркивает лиризм.

Поэтому, это один из самых лучших, философских, и психологических мультфильмов созданных в советскую эпоху. Впрочем, сказка и есть сказка. А как дело обстоит в жизни? Интересно было бы узнать, встретились ли бы Цапля и Журавль, наяву, то есть в жизни, а точнее говоря, в природе? Это я и попытаюсь выяснить в своей статье, хотя, что бы это выяснить, нужно понять и Цаплю, и Журавля. С чего бы я начал? Начал бы я с того, что помимо смысла народного, (говоря о сказке), и романтического , (говоря о мультфильме), есть еще природный, и мистический смысл. Тем более, что сама Природа, тоже, сказка. Начать нужно с вопроса, чем в природе отличается Цапля от Журавля?...И Цапля и Журавль внешне очень похожи, их легко спутать. Оба относятся к отряду птиц аистообразных, (как и Аисты, разумеется), и более того, обитают примерно в одной и той же среде, (в основной болотистой, или мелководной.)

Что же их в таком случае роднит?

Роднит Цаплю и Журавля и то, что оба избегают людей, предпочитая одиночество, в отличие от Аиста, который людей не боится, и вьет гнезда рядом с людьми, иногда, даже на рискованно близком расстоянии ( что и выделяет Аиста от Журавля и Цапли.) Отсюда видимо и берет начало миф об аистах, которые приносят детей молодоженам, селясь от людей, близко. Впрочем, остановлюсь на Цапле и Журавле. В чем состоят еще их отличия, характеризуя их образ жизни и повадки? Что бы это выяснить, стоит коснуться Журавля. Быть может, главное отличие которое можно провести меж Журавлем и Цаплей, состоит в том, что Журавль по природе Романтик.

На первый взгляд, это странно прозвучит.

Однако , помните заставку из советской передачи "В мире животных", в которой под оркестр Поля Мориа танцуют журавли? Дело в том, что все это происходит и в самой природе. Не смотря на мультипликационный характер этого танца, в нем нет никакой поэтической выдумки . Журавли и вправду танцуют, (имея в виду , знаменитые брачные танцы журавлей) и людям, которые смогли однажды застать где-нибудь в лесу эти танцы журавлей можно лишь позавидовать. Наверное, таким людям послал Господь знамение, о том, что им суждено встретить достойную супругу.

А что мы могли бы сказать о Цапле?....

В отличие Журавля, Цапля не склонна к романтическим эффектам. Цапля по своей природе птица более рассудительная, и, к романтическим эффектам, недоверчивая. Если цапля и движется, то только в такт камышам, в которых она обычно прячется, предпочитая жить незаметно, ничем не выделяясь из болотной, или мелководной растительности.

В отличие от Журавля, Цапля еще более скрытная птица.

Еще Цапля уступает в росте журавлю, что и позволяет ей лучше прятаться, ( более высокому Журавлю так не спрятаться хорошо в камышах.) Про журавля даже можно сказать, то что Журавль по природе как бы выше своей среды, из которой он выделяется.

Тем не менее, было бы крайне опрометчиво принизить Цаплю.

Например, что касается мифологии античного мира, Цапля птица священная, и солярная, олицетворяющая рассвет, а так же связанная с Утренней Звездой, к которой она (стоя по колено в воде) постоянно обращена. А в Древнем Египте, Цапля считалась первой трансформацией души после смерти, не говоря о том, что Цапля - священная птица Посейдона если возвратиться к Греции, и не такая и изученная птица, даже, наукой.

Цапля птица таинственная и святая.

Тем не менее, нельзя, (говоря о священной, или сакральной роли птиц), обойти вниманием и Журавля .Во первых потому , что Журавль служил в древнем Египте прообразом Ангела, по преданиям древности, вознося душу умершего в иные миры, что же касается Древней Греции, танец журавлей у греков связывался с танцем Солнца, которое и олицетворял, Журавль.

Как и Цапля, Журавль - птица солярная.

Не смотря на свой Романтизм, Журавль, так же, олицетворяет и бдительность, с легкой руки Аристотеля, которого восхищало в Журавле то, что даже когда Журавль спит, он держит в клюве камень, просыпаясь на его звук, если вдруг камень уронит. Правда, не ясно с чего это Аристотель взял, что Журавль так спит. Скорее всего речь шла о символизме, и мифической аллегории, вспоминая о том, что Журавли, по преданию древних греков, хранили царей - во время их ночного сна. Впрочем, Аристотель в отличие от Платона, романтиком не был. Это Платон был космичным, а Аристотель был философом более реалистичным, и натурприродным.

Это следует и из чисто научного интереса Аристотеля к природе.

Даже Журавлей любил сугубо по политическим, а не романтическим причинам, как это происходило у людей живущих до Аристотеля, (в том числе и у Платона) С чем только люди не связывали Журавля. Впрочем, возвращаясь все -таки, к сказке...

Почему, в сказке Журавль и Цапля, все не могут пожениться?

Потому, что разные птицы, хотя и похожие, и из одного аистообразного отряда птиц. Помимо аллегорического смысла, (обозначающего отношения мужчины и женщины) , сказка кроме этого имеет и довольно точный, природный смысл. Дело в том, Журавль и Цапля так же точно себя ведут и в природе, как в знаменитой народной сказке.

Где живет Цапля, Журавль, как придет, так и уйдет восвояси.

А где живет Журавль, Цапля тем более, если сунется, то, ненадолго, хотя, кто знает, может быть и затоскует по Журавлю, как и Журавль по Цапле. Однако, оба, никогда разумеется не поженятся друг на друге, даже если встретятся на одном болоте. Почему, не поженятся? Может быть только потому, что Болото - не Райский Сад. .

Если Журавль и Цапля и поженятся, то только в Господнем Раю.

Потому , что все тоскующие друг о друге встретятся в Раю, даже, Журавль и Цапля.Быть может, отсюда и такая мистическая потустороннесть мультфильма Юрия Норштейна, говоря о потустороннести райской, и сказочной?...

Такой мультфильм, и мог создать, один Юрий Норштейн.