Найти тему
Kinomania.ru

First We Take Manhattan: 10 фильмов о любимом районе Вуди Аллена

Оглавление

«Кинг Конг» (1933)

Идея фильма о гигантской обезьяне, терроризирующей Нью-Йорк, пришла в голову продюсеру и режиссеру Мериану Куперу — человеку необыкновенной судьбы, отсидевшем, между прочим, в советском лагере для военнопленных. Первоначально «Кинг Конг» задумывался как продолжение «Затерянного мира», впервые показавшего новейшую технологию анимации, позволившую «оживить» на экране доисторических существ. Однако история безнадежно влюбленной в красотку Фэй Рэй гориллы обернулась одной из самых сентиментальных и архетипичных за всю историю кинематографа. Конечно, не в последнюю очередь благодаря финальной сцене на Эмпайр-стейт-билдинге, куда Конг в отчаянии приволок возлюбленную. Трудно представить более наглядное и в то же время поэтическое изображение конфликта между природой и цивилизацией с ее небоскребами, городским движением, жаждой развлечений и, конечно, авиацией. Современность, воплощенная в Нью-Йорке 1930-х, в конце концов, одолевает дикого Конга, показывая превосходство человека над планетой. Но победа эта не окончательная: гигант и сегодня живее всех живых.

«Сладкий запах успеха» (1957)

-2

«Я люблю этот грязный город», — сообщает властный газетчик Джей Джей Хансекер посреди гулких улиц Манхэттена. Здесь под звуки джаза разворачивается одна из самых выдающихся трагедий в американском кино 1950-х. Нью-Йорк в «Сладком запахе успеха» — царство беспощадных игр с судьбой, украшенное гламурными огнями и населенное роковыми красотками и циничными дельцами. Здесь нельзя доверять никому: ради денег и славы, любой готов воткнуть тебе нож в спину. Картина режиссера Александра МакКендрика впервые столь откровенно показала темный мир американской журналистики. Действие происходит исключительно по ночам, и только в финале, когда рок судьбы настигает главных героев, забрезжит рассвет. И этот ночной Нью-Йорк впечатляюще снят на черно-белую пленку, поистине рембрандтовская игра света и тени пробегает по лицам двух одержимых успехом и властью мужчин, сыгранных электрически заряженным дуэтом Берта Ланкастера и Тони Кертиса. «Сладкий запах успеха» — образцовый фильм-нуар, где за фальшью улыбок неспящего города окончательно смыта грань между добром и злом.

«Тени» (1958)

-3

Режиссерский дебют Джона Кассаветиса стал программным фильмом для кинематографа США и отправной точкой для американских независимых (в широчайшем диапазоне от Денниса Хоппера и первых картин режиссеров «Нового Голливуда» до Абеля Феррары и Дэмьена Шазелла). Впрочем, не только американских: эта нью-йоркская бит-поэма, почти целиком сымпровизированная снявшимися в ней непрофессиональными актерами, отлично рифмуется с французской «новой волной» (Бен Каррутерс, сыгравший роль Бена, даже похож на Бельмондо в «На последнем дыхании»), а репортажная манера съемки в сочетании с зернистыми 16-миллиметровыми кадрами четыре десятилетия спустя отозвались в триеровской «Догме-95».

При этом «Тени» с их антирасистской и феминистской повесткой сегодня актуальны как никогда, но работают они прежде всего как моментальный снимок эпохи — это уникальная джазовая прогулка по улицам Манхэттена с остановками в Сентрал-парке и МоМА: лучшей рекламы Нью-Йорку, чем эта беспокойная, синкопированная драма, не сделал бы ни один глянцевый ромком.

«Вестсайдская история» (1961)

-4

Американский мюзикл до «Вестсайдской истории» был чисто студийным продуктом, постановка которого никогда не подразумевала натурных съемок. И даже хрестоматийная сцена танца Джина Келли под уличным фонарем в «Поющих под дождем» совершенно очевидно была плодом ручного труда декораторов. Режиссер Роберт Уайз, сочетавший в своей фильмографии высокопарные мюзиклы с культовыми хоррорами и сайфаями, принял необыкновенное для своего времени решение — перенести мюзикл на улицы буквально. Создатели нашли заброшенный квартал в закоулках Вест-Сайда, который был предназначен к будущему сносу. Договорившись с муниципальными службами, съемочная группа расположилась там, чтобы поставить возможно самый знаменитый американский мюзикл ХХ столетия. Шекспировские «Ромео и Джульетта», действие которых были перенесены в злачные районы Манхэттена, заиграли новыми красками.

«Завтрак у Тиффани» (1961)

-5

Экранизация повести Трумена Капоте временами выглядит лихорадочно веселой — благодаря тяге режиссера Блейка Эдвардса к эксцентрике (в этой истории не всегда уместной), но очарованию Одри Хепберн сопротивляться невозможно (так же, как и выкинуть из головы мотив песни «Moon River»). И, конечно же, «Завтрак у Тиффани» — одна из самых красивых мелодрам в мире, и не последнюю роль в этом сыграли виды Манхэттена: кино снимали в частности в Сентрал-парке, Нью-йоркской публичной библиотеке и на уютной 71-й улице, где и расположен дом, в котором жили Холли и Фред/Пол.

«Завтрак у Тиффани», несмотря на статус безусловной классики, может вызвать некоторые вопросы (например, по поводу пристегнутого Голливудом к истории Холли Голайтли слезливого хэппи-энда), но в качестве фильма о светлой стороне Манхэттена он практически идеален — это кино о нью-йоркском добром соседстве, о чудных обитателях Большого Яблока, о дружбе, любви, и, конечно же, о пользе ранних прогулок по Пятой авеню.

«Ребенок Розмари» (1968)

-6

Хотя в знаменитом хорроре Романа Полански практически не показаны улицы Нью-Йорка, действие его разворачивается в одном из самых знаменитых его жилых домов «Дакота» (в фильме он зовется Брэмфорд). В разное время в его стенах жили Джуди Гарленд и Борис Карлофф, а Лорен Бэколл, по воспоминаниям членов съемочной группы Полански частенько спускалась к ним, чтобы пообщаться. Мрачную славу «Дакоте» сделал не только «Ребенок Розмари», но и один из его обителей — Джон Леннон, который был застрелен в 1980-м году у его порога.

Полански создал незабываемую атмосферу клаустрофобии внутри населенного сатанистами жилого дома. Героиня Мии Фэрроу безнадежно мечется в тесных апартаментах, пытаясь уберечь себя и своего еще нерожденного малыша от рук дьявола и его престарелых поклонников. Нью-Йорк в «Ребенке Розмари» — место, где тайком от городской суеты рождается дьявол, но никому вокруг нет до этого дела.

«Таксист» (1976)

-7

Фильмография Мартина Скорсезе — не менее (а может, и более) подробный путеводитель по Нью-Йорку, чем картины Вуди Аллена. Страдающий бессонницей герой «Таксиста» Трэвис Бикл возит своих пассажиров по ночному Нью-Йорку, будто Вергилий по дантовскому аду, мечтая, что когда-нибудь сокрушительный ветхозаветный ливень смоет все пороки этого города — так же, как каждую смену сам Трэвис смывает с заднего сиденья своего такси сперму и кровь.

С первых же кадров «Таксист» заявляет о себе как красивый, но опасный трип: неоновый Манхэттен расплывается в расфокусированном взгляде Трэвиса в яркие цветные пятна наркотического видения. Вот только наркотик героя Роберта Де Ниро — не ЛСД, а сам Нью-Йорк: не только криминальные Бруклин или Гарлем, куда он охотно, в отличие от многих коллег, ездит, но и по-своему опасные (хоть и внешне приветливые) манхэттенские Бродвей, Колумбус-Серкл и 42-я улица.

«Побег из Нью-Йорка» (1981)

-8

В этом культовом сай-фае Джона Карпентера остров Манхэттен предстает в весьма необычном образе. В мире будущего — это тюрьма строгого режима, куда сгоняют преступников всех мастей, чтобы те медленно убивали друг друга. Но однажды туда попадает президент США, и вызволить его поручено бунтарю и ветерану войны Змею Плискину (Курт Расселл). Хотя съемки «Побега из Нью-Йорка» преимущественно проходили в Сент-Луисе (режиссер долго искал «самый убогий город в Америке», и остановился на нем), топография Нью-Йорка была довольно бережно перенесена Карпентером в рамках весьма ограниченного бюджета. Сам режиссер признавался, что идея картины пришла ему в голову после Уотергейтского скандала, однако стал фильм предельно пессимистичной иллюстрацией именно рейгоновской Америки. Карпентер изобразил город — жестокими джунглями, в которых выживает сильнейший, а закон больше ничего не значит. Змей Плискин бродит по темным и задымленным улицам с автоматом наперевес: Манхэттен — место из которого срочно нужно сбежать.

«Охотники за привидениями» (1984)

-9

Веселая комедия Айвена Райтмана стала одной из визитных карточек голливудского кино 80-х. Да что там кино — пожалуй, и всей американской жизни на протяжении последнего относительно беззаботного десятилетия новейших времен. В «Охотниках за привидениями» Манхэттен впервые стал по-настоящему мистическим, чего давно заслуживал — в этом месте силы творятся чудеса не только сентиментальные, как в классических голливудских мелодрамах, но и пугающие. Начав захват территории с тихих залов и коридоров Нью-йоркской публичной библиотеки, призраки сеют хаос по всему Манхэттену — кино Райтмана передает «локационные» приветы разнокалиберной классике, от «Завтрака у Тиффани» до «Таксиста».

«Охотники за привидениями» с их неискоренимым инфантилизмом обосновались на своем собственном, эскапистском Манхэттене — в районе последних романтиков, лузеров и чудаков, чей праздник в самом разгаре, а до деловых и депрессивных гранджевых 90-х осталось еще несколько лет беззаботного веселья.

«Уолл-стрит» (1987)

-10

Задолго до «Предела риска», «Волка с Уолл-стрит» и «Игры на понижение» была «Уолл-стрит» — эффектная и язвительная картина Оливера Стоуна, вынесшая приговор деловой элите Нью-Йорка и всему миру финансов в целом. Стоун не жалеет никого, даже условно-положительного героя Чарли Шина, заискивающего перед зубастым воротилой Гордоном Гекко в блистательном исполнении Майкла Дугласа, а худо-бедно эмоциональным фильм становится лишь в заключительном акте — здесь всё предельно функционально.

Раскидав функции по персонажам, Стоун и Манхэттен, где разворачивается действие «Уолл-стрит», расчертил на сектора с разными коэффициентами «престижности»: например, Бад (Чарли Шин) переезжает с 75-й улицы на Вест-сайде на 54-ю на Ист-сайде, а событийный ряд фильма превращается в череду деловых встреч в заведениях разной степени пафосности — например, в легендарном ресторане «21» на 52-й улице. «Жизнь на Манхэттене — праздник», — говорит Бад, а Стоун в свою очередь поправляет молодого карьериста, намекая, что этот «праздник» — не из тех, что всегда с тобой.

https://www.kinomania.ru/article/59003

Подписывайтесь на канал Kinomania.ru в Яндекс.Дзен, чтобы не пропускать свежие новости, трейлеры и подборки.