Найти в Дзене

Закат и возрождение фэнтези серии "Мир воров"

В первой части статьи мы узнали про сильные стороны "Мира Воров", но дела у данного мрачного цикла обстояли не слишком радужно. Со временем, несмотря на строгий отбор рассказов, «Мир воров» уронил планку. Из серии получалось скорее лоскутное одеяло, нежели мозаика, постепенно складывающаяся в единую картину. Лин Эбби признавала, что связь между историями «из родственной превратилась в кровосмесительную». Авторы, похоже, боялись, что не всякий читатель позволит себе покупку всех книг цикла. Поэтому мало того, что каждая история претендовала на самостоятельность (что затрудняло построение сквозной сюжетной линии), так еще с самого начала Асприн ввел правило не убивать главных героев. Это добавило предсказуемости и уменьшило эмоциональный накал. Доходило до абсурда – участники городских разборок терпели страшные казни, отправлялись в ад… Но неизменно возвращались обратно. Бывали и совсем уж невнятные истории. Например, в город приходил бессмертный человек, которому нельзя больше раз

Авторам  удалось создать колоритных персонажей, но не всегда получалось писать отличные сюжеты для них.  Иллюстрация художника Жана-Пьера Тарге.
Авторам удалось создать колоритных персонажей, но не всегда получалось писать отличные сюжеты для них. Иллюстрация художника Жана-Пьера Тарге.

В первой части статьи мы узнали про сильные стороны "Мира Воров", но дела у данного мрачного цикла обстояли не слишком радужно. Со временем, несмотря на строгий отбор рассказов, «Мир воров» уронил планку. Из серии получалось скорее лоскутное одеяло, нежели мозаика, постепенно складывающаяся в единую картину. Лин Эбби признавала, что связь между историями «из родственной превратилась в кровосмесительную».

Авторы, похоже, боялись, что не всякий читатель позволит себе покупку всех книг цикла. Поэтому мало того, что каждая история претендовала на самостоятельность (что затрудняло построение сквозной сюжетной линии), так еще с самого начала Асприн ввел правило не убивать главных героев. Это добавило предсказуемости и уменьшило эмоциональный накал.

Доходило до абсурда – участники городских разборок терпели страшные казни, отправлялись в ад… Но неизменно возвращались обратно. Бывали и совсем уж невнятные истории. Например, в город приходил бессмертный человек, которому нельзя больше раза ночевать на одном месте… Но занятная завязка шла в никуда и кончалась ничем.

Все сюжетные и логические несостыковки редакторы объясняли тем, что истории идут от разных рассказчиков, у каждого из которых собственная точка зрения на события. Вот только «Мир Воров» совсем не «Ворота Расёмон» Рюноскэ Акутагавы, где мастерски использовался данный литературный прием. И читатель в массе своей ожидал более доходчивую литературу.

Глобальный сюжет топтался на месте, иногда будто бы намереваясь сделать резкий рывок вперед… Но озирался на первые тома, столь полюбившиеся публике, и решал с этим повременить.

Ганс Шэдоуспан, вор с золотым сердцем, аналог Аладдина на мрачных улицах "Мира Воров". Автор иллюстрации Тим Сэйл.
Ганс Шэдоуспан, вор с золотым сердцем, аналог Аладдина на мрачных улицах "Мира Воров". Автор иллюстрации Тим Сэйл.

Под конец серия доходила до абсурда. В одной из сцен за вором гонялся бешеный говорящий петух. В другой – персонажей убивали, а собака, наблюдающая за трагедией из преисподней, клялась отомстить.

Что тут сказать, юмор никогда не был коньком серии. И потуги на шутки всегда выбивались из общей мрачности. Яркий пример: Завсегдатай выругался «Свиное дерьмо!», а трактирщик саркастично интересуется, кто заказал его фирменное блюдо.

Неравный талант авторов, отсутствие четкого плана развития сюжета и решение щадить главных героев вызвали упадок в серии. Не предупредив, Асприн, спустя десять лет после выхода первой книги, закончил цикл, не дав другим авторам закрыть сюжетные линии их любимых персонажей.

Вплоть до 93-го года выходили и отдельные книги о наиболее колоритных героях, доказывая, что глубины созданной вселенной хватало на полноценные романы. Но серию это не спасло.

Начало девяностых ознаменовалось для Асприна крупными неприятностями. Создателя «Мира Воров» самого заподозрили в воровстве. Ему инкриминировали неуплату налогов, а он в сердцах обвинил собственную жену и соавтора в том, что она за этим не проследила. Писателю удалось избежать тюрьмы, но брак распался, поставив крест и на цикле.

И героям, и авторам цикла приходилось сталкиваться с тяжелыми испытаниями судьбы.  Художник Уолтер Вeлез.
И героям, и авторам цикла приходилось сталкиваться с тяжелыми испытаниями судьбы. Художник Уолтер Вeлез.

Уже в новом тысячелетии Лин Эбби возродила серию. Асприн, несмотря на приглашение бывшей супруги, не вернулся. Сюжетные линии прошлых книг тоже никто, по большей части, завершать не стал, без лишних объяснений промотав время действия на несколько десятилетий вперед. Пару не очень успешных томов спустя «Мир воров» снова прекратил свое существование. Серия, ставшая одним из родоначальников темного фэнтези, и даже породившая комиксы и настольные игры, оказалась практически позабыта.

Но навсегда ли? Последние годы ознаменовались небывалым спросом на новые экранизации фэнтези. Вслед за «Игрой Престолов», «Ведьмаком» и «Колесом времени» Нетфликсу и Амазону есть куда обратить свой взгляд. А опытные сценаристы всегда могут устранить недостатки и отшлифовать достоинства первоисточника.

Что же касается самих книг, они и сейчас способны увлечь. Просто относитесь к «Миру воров» как к компьютерной ролевой игре. Не читайте все подряд, а выбирайте «квесты» по душе. Найдите себе любимых персонажей, ищите рассказы, где у них главная роль… А если не зацепило, смело пропускайте. И так – до самого конца!