Эту и другие статьи можно найти в моем блоге Вконтакте: https://vk.com/mistle_gamer
Мне часто задают один и тот же вопрос:
А как ты стала геймдизайнером?
Вполне естественно, что заинтересованные люди задаются вопросом: “как мне устроиться работать геймдизайнером и получать за это деньги?”. И не удивительно, что ответа на этот вопрос не находится, потому что сфера геймдизайна все-таки очень закрытая, по крайней мере в России. В этом посте попробую рассказать о том, как я попала в геймдизайн, и поделиться некоторыми сображениями по этому поводу.
Лично я во время очередного поиска работы совершенно не представляла, чем хочу заниматься, знала только, что хочу офисную работу (беготня в качестве продавца-консультанта с целью выжить в незнакомом городе меня порядком утомила). После некоторых поисков, я наткнулась на вакансию “геймдизайнер”, и при виде нее у меня просто округлились глаза: я и не подозревала, что существует такая работа, даже не задумывалась! Для меня это было что-то далекое и нереальное, принадлежащее к сказочной стране фей. Разумеется, я сразу на эту вакансию откликнулась, и стала ждать ответа. Вакансия была размещена маленькой стартап-компанией, и не требовала обязательного опыта работы в сфере. Мне прислали тестовое задание, причем как на зло во время двух моих двенадцатичасовых рабочих дней подряд. А так как мне очень хотелось вернуть выполненное задание быстро, чтобы показать свои способности и ответственность, я начала его делать с телефона прямо под прилавком на работе. После того, как я выполнила и отправила тестовое задание, меня пригласили на собеседование, на котором стали задавать всякие страшные вопросы: считала ли я игровой баланс, работала ли я с конфигами, работала ли я в такой-то или такой-то программе. На все вопросы я с нарастающим чувством паники отвечала “нет”, а лица сотрудников компании под конец совершенно растеряли свой изначальный энтузиазм. Каково же было мое удивление, когда мне перезвонили и пригласили на работу. Правда, видимо, не на тот проект, на который хотели изначально, а в качестве “подай-принеси” на еще не выпущенный тайкун-билдер.
Началась моя работа с простейших задач, вроде тестирования игры и поиска багов, затем я писала короткие рекламные тексты, потом помогала вести проектную документацию, и протоколировала в диздоках все, что на совещаниях обсуждали геймдизайнеры и продюссер, затем писала квесты и диалоги к ним, начала вести учет багов и жалоб от комьюнити, позже стала работать с художниками, ставила и принимала задачи на отрисовку материалов для игры, а затем дошла и до прототипирования интерфейсов. Хочу отметить, что я перечислила не смену функций, а описала расширение своих должностных обязанностей. За год работы в этой компании я сильно выросла как специалист и приобрела большой опыт работы в сфере геймдизайна, ценнейший опыт, который невозможно получить и за 5 лет беспрерывного чтения статей о геймдизайне в интернете.
На самом деле, мне очень повезло: и в том, что искали необязательно опытного специалиста, и в том, что тестовое задание было интересным и без углубления в специфику, и в том, что продюссер проекта увидел во мне потенциал и решил рискнуть с человеком с улицы.
Но не все определяется везением: попасть в эту сферу не так сложно, как кажется на первый взгляд. Редко, но все-таки появляются вакансии младшего геймдизайнера, стажера-геймдизайнера, или ассистента геймдизайнера, на которые как раз ищут людей без опыта. Главный критерий при отборе — хорошо выполненное тестовое задание, а также умение ясно мыслить, четко излагать свои мысли, понимать вопросы и требования, выставленные работодателем, желание учиться, умение использовать навыки анализа, структурирования информации, грамотная письменная речь. Не так уж и много, не так ли?
Так что же еще можно сделать, чтобы попасть в геймдизайн?
Как это ни банально звучит, привести в порядок свое резюме и написать хорошее сопроводительное письмо. Это ваша визитная карточка. Стиль вашего сопроволительного письма, его содержание, грамотность изложения мыслей и общая грамотность текста, умение емко рассказать о себе — все это будет по достоинству оценено HR или любым другим сотрудником компании. Если вы справились с сопроводительным письмом, значит вы не дурак, и с вами уже можно вести диалог. Резюме также должно быть содержательным, хорошо структурированным, должно содержать в себе всю информацию о ваших навыках и умениях, о вашем самостоятельном опыте в геймдизайне и о любых других курсах или кружках, которые могут дать вам хоть какой-то плюс в глазах работодателя. Я, например, в резюме указываю то, что я обучалась в хужожественной школе для взрослых (несмотря на то, что у меня нет документа, это подтверждающего), а это, в принципе, показатель того, что у меня есть хотя бы примитивные представления о работе художника и эстетический вкус.
Для примера приложу ссылку на свое резюме (правда, последняя обновленная версия у меня на английском языке, русскую мне лень подбивать).
Ссылка на мое резюме для примера
Многие из вас понятия не имеют, что такое сопроводительное письмо, а ведь это один из важнейших элементов отклика на вакансию. Скажу сразу: единого шаблона сопроводительного письма не существует, а те что есть в сети — известны HR и легко гуглятся, то письмо, которое я приведу как пример ниже — в том числе. Я, например, постоянно меняю текст сопроводительного письма в зависимости от компании, предлагаемой позиции и опыта работы, чтобы оно было наиболее личным и соответствующим моему текущему профессиональному уровню. Но для того, чтобы дать вам представление, о чем речь, держите пример хорошего сопроводительного письма.
Далее необходимо наработать портфолио. Отлично, если вы еще и программист и уже запилили пару простеньких игр в Google Play или App Store. Обязательно указывайте ссылки на них и дайте краткое описание этим проектам. Если же вы не обладаете навыками программинга, то надо брать чем-то другим. Сделайте портфолио, которое будет иллюстрировать все навыки, заявленные в резюме. При этом лучше всего, если это портфолио будет соответствовать реалиям компаний, которые есть на рынке и теоретически могут вас трудоустроить. Я имею в виду, что откликаясь на вакансию младшего геймдизайнера на match-3, не стоит в портфолио писать детальное описание вашего гипотетического мода для Skyrim, понимаете о чем я?
Вы написали, что умеете писать диалоги и квесты? Отлично, создайте документ, в котором придумайте напишите свои квесты, например, для популярных уже существующих игр. Проработайте их так, как если бы вы были разработчиком игры: начиная с вовлеченных в квест персонажей, заканчивая записями в журнале игрока.
Вы указали, что считаете игровой баланс? Попробуйте на примере какого либо концепта (пусть даже простого) подсчитать все необходимые показатели. Используйте формулы, сделайте текстовое пояснение к этим формулам, чтобы ваш баланс можно было легко прочесть.
Вы способны вести проектную документацию? Лучшим вариантом будем написать несколько питчей и концепт докумет, среди которых может быть даже питч на какую-то уже существующую игру — это будет отличной лакмусовой бумажкой для ваших способностей к анализу.
Вы хотите блеснуть хорошим знанием современного рынка игр и игровых механик? Тогда изучите рынок мобильных и социальных приложений, выделите наиболее успешные на ваш взгляд, и разложите их по полочкам: основные игровые механики, основные виральные механики, основные механики монетизации, напишите, почему эта игра успешна и даже дерзните указать свои предложения по улучшению этой игры. Этот пункт даст отличное представление о том, насколько хорошо вы разбираетесь в игровой изнанке, как хорошо ваш глаз отлавливает механизмы, на которых построена игра, насколько вы все-таки геймдизайнер, а не игрок-любитель.
На самом деле, ссылки на портфолио можно начать давать уже в резюме, чтобы потенциальный работодатель его не пропустил: умею писать тексты - примеры по ссылке, хорошо знаком с современным рынком игр - анализ лидеров по ссылке, умею считать баланс — пример рассчетной таблицы с поянениями по ссылке, и так далее. Это портфолио нужно хорошо систематизировать, и лучше всего на Google Disk с открытым доступом: никто не хочет качать неизвестные архивы. Разложите все по папкам, дайте адекватные названия документам, отформатируйте текст до читаемого состояния, проверьте и перепроверьте его на ошибки, сократите везде где можно, используйте списки вместо абзацев текста, выделяйте важное жирным и так далее.
Конечно, это колоссальная работа. При этом, никто не гарантирует, что письмо с вашим откликом не будет закрыто после предложения “не имею опыта работы”, или что кто-то найдет время для того, чтобы прочитать, или хотя бы проглядеть ваше объемное портфолио. Тем не менее, шанс, что ваше трудолюбие и желание работать убедят кого-то в том, что вы потенциально хороший геймдизайнер — есть, а значит ради этого стоит попотеть. К тому же, эти усилия не пройдут даром. Поверьте, вы очень многое узнаете и многому научитесь в процессе работы над таким разносторонним и объемным портфолио.
Но стоит ли игра свеч? Так ли прибыльно работать геймдизайнером в России?
Я живу и работаю с Санкт-Петербурге и могу привести примерный уровень зарплат для каждого уровня геймдизайнера:
В принципе понятно, что размер заработной платы превышает среднестатистический по Санкт-Петербургу уже практически на стадии Junior уровня.
Что вас ждет после отклика?
Напоследок, прикладываю примеры тестовых заданий, которые мне доводилось получать из разных компаний, в которые я когда-то отправляла свое резюме. Попробуйте прогнать себя по вопросам этих тестовых: ведь они содержат в себе то, что геймдизайнеру нужно знать и уметь каждый день. Возможно найдете белые пятна на карте своих знаний, которые захочется закрасить чем-то ярким.
- Тестовое задание Noberuti Games (первое тестовое задание в моей геймдизайнерской жизни)
Эту и другие статьи можно найти в моем блоге Вконтакте: https://vk.com/mistle_gamer