Не один час эфирного времени на всех каналах страны занимала тема долевого строительства и взаимоотношений участников (будущих владельцев помещений) и застройщиков. Споры обманутых дольщиков пополняла судебную практику и репортажи в СМИ.
В 2019 году законодатель сделал значительные шаги на тему долевого строительства и фактически полностью изменил схему алгоритма «застройщик-участник-договор долевого участия» с привлечением банковских кредитов, открытием эскроу-счетов дольщиков и внедрением страхования для защиты граждан.
Почему-то так сложилось, что несмотря на равноправие и одинаковые обязанности «в делах жилищных» собственников жилых и нежилых помещений, последние сталкиваются с наибольшим количеством насущных проблем и судебных споров.
Отстаивать свои права в суде собственнику нежилого строительства пришлось и в сфере долевого строительства с банкротом-застройщиком, причем для выигрыша необходимо было дойти до высшей инстанции.
Результатом стал тот факт, что Верховный суд РФ «разгромил» юридическую схему в защиту дольщиков-приобретаталей нежилых помещений, в том числе апартаментов, в банкротствах застройщиков - признать право собственности на долю в недострое в суде общей юрисдикции, а потом «предъявиться» в реестр кредиторов, хотя и с денежным эквивалентом своего права, но без отказа от исполнения договора долевого участия и с требованием о передаче помещения.
Данная позиция нашла отражение в Определениях Верховного суда РФ:
- от 14 февраля 2019 года № 308-ЭС18-15980;
- от 19 февраля 2019 года № 4-КГ18-92.
Суд указал, что после введения банкротной процедуры в отношении застройщика предъявлять такие требования можно только в арбитражный суд, который должен трансформировать его в денежное и залоговое с потерей любых надежд на получение своего нежилого помещения от застройщика (в отличие от жилых помещений).
Продолжение по ссылке https://www.burmistr.ru/blog/sudebnaya-praktika/verkhovnyy-sud-na-storone-dolshchikov-priobretateley-nezhilykh-pomeshcheniy/