Найти тему
IPQuorum

Почему искусственный интеллект похоронит социальные сети

Свобода доступа в интернет не только подарила людям возможность учиться, зарабатывать и находить друзей по всему миру, но и стала причиной быстрого распространения недостоверных данных. Массовая истерия по поводу дезинформации была всегда. Но своего апогея она достигла, пожалуй, во время последних президентских выборов в США, ход которых якобы предрешили веселые завсегдатаи анонимных форумов и экстравагантные блогеры крайних взглядов в связке с «русскими хакерами».

На смену проверенным новостям и вдумчивым экспертным комментариям внезапно пришли посты от никому не известных персон в «Фейсбуке».

Однако технологии не стоят на месте, и вот на горизонте новая опасность – искусственный интеллект. Современные нейросети уже близки к тому, чтобы генерировать разнообразные, нюансированные тексты, похожие на высказывания реальных людей.

Так, несколько месяцев назад два крупнейших научных центра по разработкам в области искусственного интеллекта – лаборатория OpenAI и Институт Аллена – представили новейшие программы, умеющие создавать фейковые новости на заданную тему.

«Алек Рэдфорд из OpenAI говорит, что правительства, компании и другие организации могут использовать технологию для более эффективного распространения дезинформации. Вместо того чтобы нанимать работников для подготовки и дистрибуции сообщений, они смогут делегировать эти задачи программе, что позволит существенно расширить масштабы деятельности», – написала тогда The New York Times.

Еще пару десятилетий назад такой алгоритм выглядел вполне сюрреалистично, но сегодня он часть нашей действительности.

Однако заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Иван Засурский считает, что у человека в качестве автора текстов по-прежнему есть существенное преимущество перед компьютерными программами. «Это преимущество состоит в том, что человек не обязан следовать тому или иному жесткому правилу. И в этом среди прочего сила нашего журналистского образования. Возможность творческой переработки, использования таких приемов, как ирония, юмор, всего того, что составляет изюминку текста, – все это понятно редактору, но не всегда понятно машине».

Засурский добавил, что, до тех пор пока журналистика не сводится к биржевым сводкам, а включает значительный элемент творчества, машинам будет сложно конкурировать с человеком.

Начальник управления информационных технологий банка «Новый век» Владимир Долгов в беседе с IP Блогом отметил: «Пространство интернета, блоги, разнообразные новостные агрегаторы – им можно доверять не больше, чем заголовкам таблоидов».

Единственным способом защиты от вранья в этой ситуации остается ставка на крупные, часто официальные каналы распространения информации, такие как, например, государственные информагентства. «Идея гражданской журналистики и социальных сетей как вызова старым СМИ уже похоронена, фейковые новости в симбиозе с искусственным интеллектом поставили на ней жирный крест», – считает Долгов.

Немного иного мнения придерживается юрист, исполнительный директор НП «Содействие развитию корпоративного законодательства» Елена Авакян: «Нейросеть вырезает из передовиц определенные сочетания, складывает их, и получается некий уникальный текст. ИИ не анализирует текст, не вдумывается в него, не вкладывает в него душу, он делает то, чему его обучили».

Правда, даже такие аляповатые материалы вполне соответствуют запросам населения. «Фактически уровень текстов, которые создает искусственный интеллект, пока достаточно примитивен с лингвистической точки зрения. Но проблема в том, что образовательный уровень населения, к сожалению, сильно падает, и сегодня большинство граждан не могут критически проанализировать текст с точки зрения его лингвистических особенностей», – посетовала правовед.

Контент-войны оказываются невыгодными для всех. Их участники теряют репутацию, а площадки, на которых они происходят, – прибыль.
«Вывели в социальные сети продвинутых чат-ботов одни дезинформаторы – выведут таких же их противники. Что случится? Информационное пространство переполнится дерьмом. Что сделает население? Плюнет ядовитой слюной и уйдет. Поэтому сетям это крайне невыгодно», – пояснила юрист.

Примечательно, что руководство соцсетей действительно пытается бороться с фейковыми сообщениями.

«Фейсбук», например, переформатировал дизайн так, чтобы «лента новостей» перестала быть ключевым инструментом, а пользователи больше общались в тематических группах по интересам.

Впрочем, Елена Авакян полагает, что общественное мнение вообще невозможно сформировать с помощью «уток» в блогах и СМИ. В медиа одной сколь угодно массированной информационной атаке тут же противопоставляется симметричная контратака. Дезинформация работает только в том случае, когда государство техническими, силовыми, административными средствами полностью отрезает гражданам доступ к альтернативным источникам знаний об окружающем мире, как это происходит в Китае. Однако в этом случае речь идет уже не о fake news, а о пропаганде.