.
Писательница Агния Барто (1906 - 1981) самая известная детская писательница. Известная не только советским детям, и их родителям самыми звонкими, быстро запоминающимися, ( по ритму напоминающими считалочки), стихами, про Любочку, Танечку, которая громко плачет, или, Бычка, который идет и качается, вздыхая на ходу, но и современным детям и родителям, ничуть не менее, их бабушек, или дедушек. На самом деле, мало кто знает, что начиналась не подающая почти никаких надежд балерина (коей в своей юности и была Агния Барто), в начале серебряного века, с серьезной лирики. Писала тогда Агния Барто, пытаясь подражать Ахматовой, но как назло, стихи получались не лирически- серьезными, как у Ахматовой, а смешными. Именно эта черта ее и прославила, если иметь в виду встречу с Луначарским, который послушав ее самые грустные и трагичные стихи - откровенно расхохотался, правда, через пару дней, неожиданно вывал девушку к себе, признавшись Агнии, что ей нужно писать только веселые, или детские стихи. Эта встреча и оказалась судьбоносной. Если бы заплаканная и оскорбленная девушка, выскочившая из кабинета наркома просвещения, позднее не вняла совету Луначарского, быть может, Россия не узнала бы никогда имя самой славной детской поэтессы, впоследствии щедро награждаемой премиями от советской власти, начиная со сталинской эпохи.
Не смотря на то что стихи ее критиковались, а то и громились, за то, что они напоминают рифмовки, и даже не смотря на то, что травлю против нее возглавил лично Маршак, (хотя Агния Барто была даже ученицей Маршаку, с которым впоследствии правда, порвала), все это не преуменьшило любви к ней, со стороны детей, а даже напротив, увеличило ее популярность. Стихи ее и вправду, не смотря на некоторую незамысловатость, тем не менее, очень звонкие и энергичные - к тому же, легко читающиеся детьми, и главное, легко запоминающиеся. Кто не помнит с детства ее знаменитой формулы любви: Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу - Потому что он хороший. А если говорить об А. Барто как о человеке, Барто была очень застенчивой женщиной, что, правда, не мешало ей подружиться с Владимиром Маяковским, (которого она поначалу стеснялась), и вести свои знаменитые радиопередачи по Маяку, пользующиеся у советской детей, огромной популярностью.
В этой статье мне хотелось бы коснуться тайны слова, на примере стихов Барто.
Чем речь поэтическая отличается от речи обычной, непосредственной?... Поэт открыт в чувствах, а смыслы, зашифровывает, когда, как, прозаик, намного чаще, поступает, наоборот. На самом деле, иносказание в поэзии, а , иногда и в обычной речи, это не род "обхода" прямого именования, (как считается, или принято считать), а скорее наоборот, род прямоты , но для более тонких, неуловимых , менее объективируемых , более сложных, или, текучих явлений. Иносказание , (как и образность), относится к роду интуитивного познания, но в отличие от образности, иносказание это интуиция , (или образность) скрытая в самом языке.
Потому иносказательна и поэзия.
Если литературная образность, более -менее, сознательна, то поэтическое иносказание это, скорее, бессознательная образность , скрытая в самом языке. Поскольку, иносказание - изначально присуще слову. Речь поэтическая всегда иносказательна, ибо, подразумевает нечто Иное, (по отношению к тому о чем она говорит, подразумевая ее предмет), духовное, или мифичное, когда как речь обычная, подразумевает лишь то что она сама говорит, (или, о чем она говорит.) Иными словами, речь иносказательна постольку, поскольку, слово - единица Смысла. В качестве примера можно рассмотреть даже самые простые стихи Агнии Барто о Снегире, и найти в них религиозное иносказание на уровне тайного содержания.
Или, даже, тайного послания.
Поскольку, это именно стихи, то речь этого стихотворения иносказательна, а смысл - религиозен, (при этом, независимо от намерений автора, как и независимо от предмета речи, или даже ее повествовательной структуры.) И , поскольку, смысл, даже, детского стихотворения всегда иносказателен, даже сквозь эти стихи просвечивает совсем другая , религиозная история.
Что это за история?
Это история души мальчика, обретшего свою божественную сущность в образе птички (снегиря), обретшего Свободу. Вначале стихотворения, говорится о том, что мальчик в бездушном и чужом мире (с его порядками, подтрунивающими над ним девчонками, и взрослыми) находит что-то себе родное , что-то свое, в образе снегиря. Что это означает?
Найти что-то свое в чужом мире, означает сразу, как минимум, два измерения.
Первое, что находя в чужом (анонимном) мире что-то свое , ты словно бы находишь свою сущность, данную тебе от Бога. В образе этой сущности в стихах Барто выступает птичка. И второе, с обретением этой сущности, ты понимаешь, что эта сущность (и сам ты), не от мира, то есть, тем самым ты обретаешь свободу от мира. Путь к обретению своей сущности лежит вначале через Послушание, (в данном контексте , послушания маме, которая запрещает тебе драться, хулиганить, приходить домой грязным и испачканным, и.т.п..)
Однако, само это Послушание несет зерно некоего Отрешения.
А тем самым Свободу. Потому, с обретением этой сущности, (в образе птички, которую мама покупает мальчику, награждая его за послушание), мораль послушания становится условной. И потому, можно опять хулиганить, но хулиганить уже иначе.
Что такое хулиганство?
Это некоторый анархизм, и свобода. Хулиганство есть, своего рода, творческая игра. Хулиганство есть понимание условности морали, условности порядков, условности секулярного (т.е. мирского.) Поэтому, мальчику можно снова хулиганить, но уже иначе, не деструктивно. Хулиганить выражая творческий анархизм, или Свободу. Выражая, Иное, и Красоту. Хулиганить, выражая творчество, освобождая от уз морали что-то, Святое. Ведь главное - случилось.
Мальчик обрел, наконец, в чужом ему мире - свою Любовь.
А если задаться таким сложным вопросом, что есть Послушание? Послушание (а религиозном контексте) не есть то что тебя порабощает, а то, что освобождает. Например, пост. Тебе хочется сладкого, а ты не ешь. Или, тебе хочется сказать грубость, а ты ее не говоришь, сдерживаешь себя. Но тем самым ты отрешаешься от мира.
А с отрешения от мирского начинается свобода, как форма независимости от мирского.
Иными словами, Отрешение начинается с Послушания. А Свобода начинается с Отрешения, с понимания условности, и с открытия безусловного. Человек несвободен лишь в той мере, в какой он живет в мире условностей, и свободен, в той мере в какой он открывает для себя Безусловное. Например, Мораль условна, а Любовь, безусловна.
Хулиганство не всегда плохо, хотя, и не всегда хорошо.
Смотря, какое это хулиганство. Например, и Есенин был хулиганом. И не только Есенин, Маяковский, то же, им, был. Из чего исходит хулиганство? Хулиганство (как таковое) исходит из понимания условностей понятий, и вещей, которыми мы окружены. Бессознательно хулиганство стремиться высвободить безусловное, опрокидывая символичный, условный порядок этого мира.
Однако, хулиганство само символично по природе.
И все таки, не смотря на то, что хулиганство по своей природе, не столько действенно, сколько символично, (чем, хулиганство этически, и отличается от преступления), хулиганство , может быть, либо деструктивным, либо освобождающим.
Какие можно привести примеры?
Есенин был лирическим хулиганом.. Маяковский был эпическим хулиганом. А Борис Поплавский был мистическим хулиганом. Нужны ли культуре хулиганы? В том то все и дело, что нужны. И в том то все и дело, что сейчас их, почти, не осталось.
Положительное хулиганство нужно возрождать.
СНЕГИРЬ
.
На Арбате, в магазине,
За окном устроен сад.
Там летает голубь синий,
Снегири в саду свистят.
Я одну такую птицу
За стеклом видал в окне,
Я видал такую птицу,
Что теперь не спится мне.
Ярко-розовая грудка,
Два блестящие крыла...
Я не мог ни на минутку
Оторваться от стекла.
Из-за этой самой птицы
Я ревел четыре дня.
Думал, мама согласится -
Будет птица у меня.
Но у мамы есть привычка
Отвечать всегда не то:
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.
Что в карманах по дыре,
Что дерусь я во дворе,
Что поэтому я должен
Позабыть о снегире.
Я ходил за мамой следом,
Поджидал ее в дверях,
Я нарочно за обедом
Говорил о снегирях.
Было сухо, но галоши
Я послушно надевал,
До того я был хорошим -
Сам себя не узнавал.
Я почти не спорил с дедом,
Не вертелся за обедом,
Я "спасибо" говорил,
Всех за все благодарил.
Трудно было жить на свете,
И, по правде говоря,
Я терпел мученья эти
Только ради снегиря.
До чего же я старался!
Я с девчонками не дрался.
Как увижу я девчонку,
Погрожу ей кулаком
И скорей иду в сторонку,
Будто я с ней незнаком.
Мама очень удивилась:
- Что с тобой, скажи на милость?
Может, ты у нас больной -
Ты не дрался в выходной!
И ответил я с тоской:
- Я теперь всегда такой.
Добивался я упрямо,
Повозился я не зря.
- Чудеса,- сказала мама
И купила снегиря.
Я принес его домой.
Наконец теперь он мой!
Я кричал на всю квартиру:
- У меня снегирь живой!
Я им буду любоваться,
Будет петь он на заре...
Может, снова можно драться
Завтра утром во дворе?