Чтобы иметь представление о композиторе, можно прочитать
Тяжелая судьба непонятого гения
Модест Петрович Мусоргский создал сравнительно немного произведений, но почти все его произведения считают шедеврами.
Он написал так немного, потому что сочинял музыку сначала в голове, обдумывал все детали, а затем сразу набело записывал. Конечно, причиной послужило и то, вторая половина его жизни прошла в лишениях и нужде.
Давайте же послушаем его лучшие сочинения
"Картинки с выставки"
Этот цикл был написан под впечатлением от акварельных картинок А. Гартмана, друга композитора. Впечатление было таким сильным, что цикл был написан прямо за два месяца и закончен 22 июня.
Здесь вы сможете увидеть с помощью музыки
Гнома
Вообще Гартман на этой картинке изобразил щипцы для колки орехов. Когда послушаете музыку, вы удивитесь, насколько сильный образ придумал Мусоргский с помощью этой незамысловатой картинки.
Старый замок
Картинка Гартмана не сохранилась. По словам Стасова (известный музыкальный критик), на ней был изображен средневековый замок, на фоне которого стоял трубадур с лютней
Тюильрийский сад или ссора детей после игры.
Эта картинка не сохранилась, но по воспоминаниям Стасова на ней была изображена аллея Тюильрийского сада в Париже, где прогуливались няньки с детьми.
Быдло
Картинка не сохранилась. На ней была изображена польская телега, которую тащили быки.
Танцующих птенцов ("Балет невылупившихся птенцов)
которые ещё наполовину в скорлупе, хотя на картинке это просто эскизы костюмов к балету "Трильби"
Двух евреев, один из которых богатый, а другой бедный
Лиможский рынок или большая новость
Картинка не сохранилась.
Катакомбы
Погружение в подземный мир, где Мусоргского взывает к душе умершего Гартмана
Баба-Яга, или избушка на курьих ножках
и, наконец, своеобразный гимн Руси - Богатырские ворота
Давайте же совершим прогулку по воображаемой картинной галерее
Играет Евгений Кисин
"Борис Годунов"
Наравне с "Хованщиной" одно из самых известных произведений композитора. Мусоргский основывается на одноименном произведении А. С. Пушкина, но либретто пишет свое.
Опера описывает события от восшествия Бориса Годунова на престол до его свержения и начала Смутного времени. А вместе с музыкой Мусоргского получается увлекательный спектакль, который интересно смотреть
Послушаем монолог Бориса "Достиг я высшей власти"
"Хованщина"
А эта опера переносит нас в 1680-е годы, когда после смерти царя Федора Алексеевича фактически правил князь Иван Хованский, хотя коронован был десятилетий Петр I. Мусоргский наделяет здесь каждого героя своей характеристикой, которая сопровождает его в течение всей опер, очень точно передает интонации голоса в музыке.
Послушаем сцену гадания Марфы в исполнении Ирины Архиповой
"Ночь на лысой горе"
По преданию, в Иванову ночь на лысой горе происходил шабаш ведьм. Это предание и отразил в музыке Модест Петрович
"Песни и пляски смерти"
Написан на стихи друга - поэта Голенищева-Кутузова.
В последние годы жизни, когда композитор был угнетен непониманием и непризнанием, он обращался к таким невесёлым темам.
В этом цикле смерть навещает больного ребенка "Колыбельная", танцует трепак с пьяным мужичком, который замерзает в пургу "Трепак", поет серенаду в обличье рыцаря девушке, которая больна чахоткой "Серенада", приходит самым главным полководцем - победителем на поле после битвы "Полководец".
Поет Дмитрий Хворостовский