Найти в Дзене
Записки репетитора

Почему я обиделась из-за Александра Невского: в этот раз я не ругаю учебник истории, я ругаюсь вообще

Сразу уточню: это мое очень и очень субъективное мнение, на истину в последней инстанции не претендую.

Продолжает моя дочь изучать историю России. Учебник за 6 класс, вторая часть. Хотя они в 7 классе, но так положено. У нас 10 класс тоже учится по учебнику девятого.

Все тот же учебник под редакцией Торкунова, с «селфи Невского на обложке» - как выражаются эти противные дети.

Часть 2.
Часть 2.

И дошли они как раз до этого самого Невского. Но тут придется сделать отступление. Так получилось, что я в детстве достаточно много про него читала. Вот.

Мосияш, Ян, Югов.
Мосияш, Ян, Югов.

Это все художественная литература, не документальная, но ужасно интересно. И поэтому я Невского очень сильно долюбливаю, ну вот нравится он мне как исторический персонаж и все тут. Опять же фильм Эйзенштейна – и фильм супер, и князь – кросавчег.

И вот ребенок доходит до соответствующей темы.

- О, - думаю я, - ну, теперь ей точно история понравится, там вообще увлекательно.

Ага, щас. Нет, к учебнику у меня особых претензий нет. Вот целый абзац о Невском.

Немножко о князе, потом уже конкретно о битвах.
Немножко о князе, потом уже конкретно о битвах.

Правда, дочь сказала, что это мало. Ей было бы интересно узнать, как он жил, как рос и прочее. Но, думаю, это уж точно в концепцию учебника истории не входит, это все дополнительное чтение.

Два разворота посвящены Невской битве и Ледовому побоищу. Есть даже отрывки из "Жития Александра Невского".

Даже схема сражения имеется.
Даже схема сражения имеется.

И как вы думаете, что из всего этого вынесла моя дочь? Имейте в виду, внимательно слушающая на уроке дочь.

- Ледовое побоище? Он сделал вид, что побежал. За ним побежали, он вернулся и начал их бить. А потом все провалились под лед.

И еще:

- Нас спросили: «Почему русские не могли достойно сопротивляться татаро-монголам?»

(Феодальная раздробленность! Разобщенность! – мысленно застонала я).

А наши сказали: «Потому что у них Невского не было». А ведь вроде Невский как раз и был?

Начинаю спрашивать про урок.

- Да как обычно. Пол-урока домашку спрашивают, потом она диктует, а мы записываем.

Эх, хотя бы кусочек из фильма Эйзенштейна показали, доклад о Невском бы кому-нибудь задали, почему эти татаро-монголы вдруг от Новгорода резко развернулись - обсудили бы, там же разные теории. Кстати, и насчет позиции Даниила Галицкого можно поговорить. В результате про все это дома соловьем разливалась я. И дочь бодро пошла читать учебник.

Нет, я все понимаю, я учителя не обвиняю. Программа, план, потом надо причины-следствия-даты выучить. Это все, конечно, важнее, чем всякие отвлеченные рассуждения и воспевание отдельно взятых князей. Но очень жаль, что так происходит. А, глядишь, на волне интереса к предмету и все остальное бы быстрее выучили.

Но такова система, чтоб ее. Что-то она мне все меньше и меньше нравится.

А вам?

Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!

Еще об учебниках (и не только истории):

Изучила новый учебник по истории России для 6 класса и почувствовала себя умственно неполноценной

Как меня вводят в ступор современные школьные учебники: помоги ребенку с домашним заданием по истории и почувствуй себя идиотом

Снова про учебники. На этот раз про мой четырехлетний кошмар под названием «Окружающий мир»

Об условных обозначениях в учебниках Биболетовой

Как я не смогла сделать домашнее задание по английскому за второй класс или «и на старуху бывает проруха»