Найти тему

Воплощенное Средневековье.

Волшебная страна. Эдвард Реджинальд Фрэмптон. 1910 г.
Волшебная страна. Эдвард Реджинальд Фрэмптон. 1910 г.

Все прерафаэлиты без исключения восторгались эпохой Средних веков, но есть среди них те, кто в своем поклонении подошел к пониманию эстетики и мировоззрения этой поры ближе всего. Среди них Эдвард Реджинальд Фрэмптон (1870 - 1923 гг.)

Святая СРоецилия. Эдвард Реджинальд Фрэмптон.
Святая СРоецилия. Эдвард Реджинальд Фрэмптон.

Художник родился и жил в Великобритании. Его отец был витражным мастером и сам Фрэмптон начал свой творческий путь тоже как мастер по витражу и фресковой живописи. Он расписывал небольшие мемориальные комплексы, посвященные героям войны. После поездки в Италию и Францию решил попробовать свои силы в классической живописи и начал с пейзажей во флорентийском стиле. И только увиденные на одной из выставок работы Берн-Джонса в конце-концов вдохновили Эдварда Фрэмптона на написание сюжетных картин.

Святая Доротея. Эдвард Реджинальд Фрэмптон.
Святая Доротея. Эдвард Реджинальд Фрэмптон.

На живопись Фрэмптона оказало безусловное влияние раннее флорентийское Возрождение, французские символисты и конечно же братство прерафаэлитов. Сюжеты многих его картин носят религиозный характер, являясь иллюстрациями к житиям святых, библейским сюжетам и апокрифическим легендам. Но прочтение этих сюжетов носит скорее мистический, чем религиозный характер.

Однажды. Эдвард Реджинальд Фрэмптон. 1904 г.
Однажды. Эдвард Реджинальд Фрэмптон. 1904 г.

Живописный мир Эдварда Фрэмптона - это мир Средневековья. И дело тут не во внешнем антураже (одежде, замках и кораблях), не в сюжете и даже не в стилистике живописи, намеренно плоской и практически лишенной представлений о свете и тени. Мир его картин наполнен мистикой тревожного ожидания, так характерной для ментальности Средних веков.

Мадонна Бретани. Эдвард Реджинальд Фрэмптон. 1920 г.
Мадонна Бретани. Эдвард Реджинальд Фрэмптон. 1920 г.

Мир Фрэмптона - это духовный мир средневековой девушки, наполненный тревожным ожиданием ни то приезда жениха, ни то явления ангела, что по меркам той поры, было практически равнозначно и воспринималось празднично и торжественно как истинное чудо.

Сцена из "Бури". Эдвард Реджинальд Фрэмптон.
Сцена из "Бури". Эдвард Реджинальд Фрэмптон.

Именно эта камерность домашнего мира распахнутого ожиданием в мир огромный и необъятный придает картинам художника их неповторимый лиризм, так роднящий его со Средневековьем. Ни один художник братства не подошел в своей живописи так близко к пониманию средневековой ментальности, где доверие к миру тесно переплетено с тревогой, а у счастья всегда есть привкус слез, как Эдвард Фрэмптон.

Рождественский гимн. Эдвард Реджинальд Фрэмптон. 1904 г.
Рождественский гимн. Эдвард Реджинальд Фрэмптон. 1904 г.