“Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым”, заметил К.Маркс.
Мы с супругой, посмеявшись над собой, (“Давно уже надо было!”), расстались со школой, как с пережитком прошлого. Забрали сына на семейное обучение.
Но рассмеяться мне пришлось не сразу. А жене еще больше “не сразу”. Уже будучи на семейном, мы дожигали остатки эмоционального горючего. которое подкидывала школа.
(Для справки: формально у нас в школе все было тип-топ. Даже олимпиады по математике и географии сын выигрывал).
Так оно раньше и было:
- я злился,
- жена расстраивалась.
Ирония как способ выживания
Вообще-то я не очень люблю иронизировать над жизненно - важными вещами. Я ведь продолжаю жить в этой стране, хотя лет 30 назад и планировать уехать. И моим детям предстоит жить в этой стране долго и счастливо после того, как я уйду.
И мне хочется, чтобы весь этот мусор куда-то испарился. Чтобы построили мусоросжигательный завод и сожгли, что ли эти “учебники”. (Не является призывом! :)) Потому, что у самого рука на книги не поднимается.
Но и учить своих детей по этим “учебникам” …
Моя ирония - это способ расставания с прошлым. И способ показать: король нынешнего образования, не только голый, но и глупый!
Как я выучил второй иностранный язык
Лет 30 или более назад я выучил второй иностранный язык до свободного владения, потому, что планировал уехать. Времени на изучение истратил: два раза в неделю плюс два 10-дневных т.н. “погружения” в обычный советский дом отдыха в Сибири. И все бесплатно, кстати.
Пустяковые затраты в сравнении с тем, сколько я вкалывал в школе, “изучая” немецкий. И теперь помню только, что “Анна унд Марта баден” :).
Метапредметное обучение - главная фишка школы.
Я не знаю, что они вкладывают в это понятие. Но вижу, что не только мыслить метапредметно, но и просто думать они научить уже не могут.
Мы на семейном образовании, как я упомянул в начале. Поэтому мне и супруге приходится вникать в суть предметов глубже. Как когда-то учил меня на военной кафедре института дядя Миша.
Немного отвлекусь и расскажу историю: это очень метапредметно :) Разглядывая явление шире, мы понимаем его глубже.
Уроки “Дяди Миши”
Полковник Преснов, которого мы звали “Дядя Миша”, ругал нас за невнимательность.
- “Вот вы, товарищи студенты: не учите Устав! А я вот уже 30 лет каждый вечер его читаю. И каждый раз узнаю в нем что-то новое!”.
Мы дико, но молча смеялись ... А вслух демонстрировали крайнюю степень интереса к тому, “сколько же воды на одного служащего полагается, чтобы сходить в “баню” в полевых условиях?”
Тест по географии, 7 класс.
“Сколько всего в мире существует государств:
- не более 50
- не более 100
- не более 200”
Сын прочитал и говорит:
- "А в чем смысл? Если не знаешь - выбирай последний вариант. Он включает все предыдущие!”
Ну да, семиклассник это заметил.
А взрослые педагоги, составившие тест - нет! У них нет метапредметного мышления. Для них что больше, что меньше, что равно …
Думаю, у них в голове болталась цифра: “193 государства” (из Википедии :). Но сформулировать-то вопрос нужно было поумнее, вот они и “завернули” не по-детски.
Зато в учебниках по математике!... Уже в начальной школе: множества, множества, Диаграмма Эйлера−Венна в учебнике Л.Г.Петерсон для 3 класса! (тут подробнее)
Блин горелый! И если Вам показалось, что я придираюсь и вытащил откуда-то единственный пример, так к сожалению, нет.
Вот буквально сейчас пришло на ум ...
Метапредметность в "Окружающем мире"
В рабочей тетради по “Окружающему миру” за 2 класс есть вопросы на метапредметность.
- В начале страницы спрашивается, бывают ли лифты в деревенском доме. И правильный ответ: естественно, не бывают.
- А внизу той же страницы на похожий вопрос правильный ответ: бывают.
Я подозреваю. что здесь ребенок должен понять, что первый случай относится к сельской местности, в второй - к “сельской" местности на Рублево-Успенского шоссе.
Тогда противоречие снимается и ребенок научается понимать окружающий мир через противоречия, то есть диалектически.
Ладно, думаю хватит. С Маркса мы начали им и закончим (я про диалектику :)).
Загляните в учебники ...
По методу “Дяди Миши”. Поглубже.
Ничего делать не нужно, но спросите себя: чему ваш ребенок научится в такой школе и в какой “метапредметной” организации с таким мышлением он будет на хлеб с маслом зарабатывать?..
Жалко детей ...
Обновления канала здесь.