.
Фома Аквинский, с точки зрения новых, и самых многочисленных авторских исследований - оказался революционнее Канта , по крайней мере, в двух вещах. Во первых , тем, что в отличии от Канта, Аквинский не ставил в этике вопроса "как нужно поступать", а ставил вопрос "каким нужно быть" (то есть, какой исполнится любви), в силу чего, был в этике не только духовно тактичнее Канта, но мудрее и тоньше немецкого философа. Во вторых тем, что свободу трактовал иначе: выбор зла считая не свободой выбора, а как раз "несвободой" выбора человека. В этом смысле Кант еще пребывал в состоянии Ветхого Завета (заповедей моральных предписаний , в форме категорического императива выводимого из Царствия Необходимости), когда, как Фома , все-таки исходил из царства Любви и Свободы. Не был Фома и моралистом, разводя в разные стороны мораль и религию, поясняя, что религия решает, как раз, те проблемы, перед которыми останавливается человеческая мораль, (что тоже, было смело и революционно, и в историческом , и этически -религиозном измерении.) Наконец, не смотря на то, что "интеллектуизировал" совесть, за что его упрекал и Бердяев, в главном (в отношении человека и Бога), волю ставил выше разума - в понимании, в каком любовь к Богу , теологом ставилась, намного выше познания Бога. Многие современные философы - переоткрывают сейчас заново Фому, упрекая прежних исследователей Фомы в невнимательном чтении самого известного в мире "ангельского доктора", интерес к которому (после, почти полного спада, ранее) , только, растет.
Появляется все больше произведений и статей о Фоме Аквинском, как и все более новых, порой, самых разноречивых трактовок его трудов. Можно прогнозировать, что в новом времени, возможно именно Фома Аквинский, а не Кант станет фигурой нового поля дискуссии, (образом нового рассмотрения, загадок, задач), как и образом нового воскресенья прошлого. Возможно, Фомой, а не Кантом станет определятся современная, или новая философия, что, на самом деле, более правомерно. Почему? Потому, что в конце концов у истоков западной цивилизации стоял, как раз, Фома, а не Кант. Переоценка же философа начинается с открытья его тайны, поскольку тайна Фомы Аквинского, во многом - упирается в тайну всей западной цивилизации, ее выбора, пути, как и горизонта будущего - мировой цивилизации.
В конце концов, новая заря - всегда отражает, какую-то, старую зарю.
_______
мои стихи
* * *
Фома Аквинский с розой черной
монашества - так бос и нищ
без тени докторства ученой
ютится у церковных ниш
С полузакрытой в дреме книгой
в наш век он следовать устал
забытым агнцем Доминика
от стада всех времен отстал
И стал игрив, и стал беспечен
он только ляжет спать как тут
стрекозы лилии как свечи
вокруг чела его зажгут
Но кто его увидит - с дрожью
бежит подол держа за край -
он черной лестницей снов прошлых -
опять в забытый, странный рай...
2009 г.