Найти тему
Денис Гардари

Уровни восприятия искусства

Важный вопрос - как происходит восприятие искусства? Оно происходит сразу на нескольких уровнях. Поделюсь с вами своей простой, но довольно точной моделью, облегчающей понимание.

Названия условны, но осмысленно-нагружены:

«ДЕТСКИЙ» слой - визуальный.

Самый простой слой: видим, что изображено, воспринимаем композицию и колорит. Ну, например:баба голая... чё делает? сидит тут на красном ковре, на меня смотрит... я так могу? не, не могу - ну значит,круто.

«ВЗРОСЛЫЙ» слой - смысловой.

Здесь уже пытаются провести некий анализ: что значит, какие смыслы и контекст. Например: чё эта баба тут делает, кто она вообще такая, нахрена её тут нарисовали и что хотел сказать автор?

«КУЛЬТУРНЫЙ» слой - архитипический.

Это уже пространство архетипов семантического поля культуры. Этот слой проявляется как на сознательном, так и на бессознательном уровне. В зависимости от степени культурного развития человека, от его«начитанности», от его родной культуры, от места рождения и воспитания и т. д. восприятие и прочтение искусства будет разниться,и иногда довольно значительно. В нашем примере, если наш зритель -европеец с неплохим образованием,он увидит не бабу голую, а обнаженную женщину (что совсем не одно и то же), что в руках у женщины какой-то клубок и, наверное, - это нить Ариадны, а значит, речь идёт о неком затруднительном положении или образе помощника-проводника...ну и так далее. Если это будет«папуас», то увидит он совсем другое,возможно, отсутствие колец в ноздрях, смысло-говорящей краски на лице и других, необходимых в«правильном» социуме атрибутов. В целом - это такой слой интертекстуальности, когда «обо всем уже сказано, но, к счастью, не обо всем подумано» (Ежи Лец).

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ» слой - технико-технологический.

Здесь специалисты проводят иконографический и знаточеский анализ. Пример: баба изображена по такому-то канону, весь образ выстроен в соответствии с определенной системой: руки/ноги написаны так-то, техника такая-то, автор/период/год такие-то, «формулы пафоса» такие-то.

«ОРГАНИЗМИЧЕСКИЙ» слой.

Если кратко, то по выражению А.Менегетти, познание на организмическом уровне это познание другого организма посредством своего.

Эта способность существует в каждом из нас, надо только вывести её на уровень сознательного «Я».Непосредственно в моменте это ощущается как некий эмоционально окрашенный импульс внутри собственного тела. Вспомните ощущение, когда, например, вы слушаете сложную музыку в полном погружении и у вас в груди возникает такое щемящее многоцветное чувство- вот это оно!

На этом уровне и композиция, и колористика воспринимаются не аналитически (на основе определённого канона), а синкретически, путём целостного«уяснения» внутренних динамик и элементов произведения искусства.

-2

В отношении этой модели очень важно уловить, что нет правильного уровня-слоя или неправильного. Каждый из них имеет свой смысл и свою ценность.С первого взгляда, это не так очевидно,ведь кажется, что пятый самый крутой.Но это не совсем так.

Например, первый слой гораздо более важный, чем может показаться. Это точка входа, момент непосредственного восприятия «вещи»,как она есть. Не нужно этот момент проскакивать.

Второй слой тоже очень важен, потому как на нем наиболее эффективно можно поразмышлять о замысле автора, не «уплывая» в интертекстуальность, в многочисленные наслоения культуральных интерпретаций.

В общем, идею, я думаю, вы поняли.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц