Найти тему
Грибанов Роман

Человек, сохранивший «Ариэль»

Обладатель всех записей "Ариэля" Павел Павлов
Обладатель всех записей "Ариэля" Павел Павлов

В Питере жил когда-то известный всем любителям рок-н-ролла нашей страны чувак Коля Васин. Самый главный в России битловский фанат, у него были все записи ливерпульского квартета. И он хотел открыть в Петербурге музей The Beatles. А в Челябинске трудится по большому счету не известный даже местным любителям рок-н-ролла хороший человек Павел Павлов. Самый главный в России фанат «Ариэля», у него есть все записи челябинского коллектива. И он тоже готов заняться темой открытия в Челябинске музея «Ариэля».

Знаете, чем особенно был знаменит питерский Васин? В 1970 году он получил в подарок от самого Джона Леннона диск-гигант Live Peace in Toronto. А знаете, чем совсем не знаменит, но в узких кругах все же чуть-чуть известен челябинский Павлов? В 2008 году он подарил диск с неизвестными записями «Ариэля» художественному руководителю ансамбля Валерию Ярушину. А потом разыскал, отреставрировал и издал на CD «первый концерт» «Ариэля» и подарил его одному из основателей группы Льву Ратнеру. А потом издал сольный диск с песнями Льва Гурова, подарил его «ариэлевцу», чем привел его в состояние шока: музыкант считал, что некоторые им написанные и спетые вещи утеряны навсегда.

«Чтобы стоять, я должен держаться корней!» - спел когда-то БГ. Эти слова вполне подходят для девиза основанной Павловым домашней студии PP Records. Сочинять – это круто и запредельно. Но собирать, хранить, реставрировать и издавать сочиненные другими людьми записи – это тоже важно для культуры.

БОРОТЬСЯ И ИСКАТЬ

- Коллекционирование песен «Ариэля» началось для меня в 2000 году, после разговора с известным челябинским филофонистом Владимиром Маклаковым, - рассказывает Павел Павлов. – Мы с ним как-то разговорились о местной музыке, и Владимир сообщил, что у него есть редчайшая катушка – запись «первого альбома» «Ариэля». Наш разговор проходил в отрезок времени, когда виниловые пластинки уже перестали быть актуальными: проигрыватели были выброшены, а груды казавшихся уже больше никому не нужными дисков люди, дай бог, выносили в гараж или на балкон, но большинство просто их выбрасывали. Еще раньше ушли в небытие катушки, на которых меломаны из 70-х годов и хранили свои аудиоколлекции, в том числе с записями «Ариэля». На CD челябинской компанией «Уралтон» был издан двухдисковый сборник «Старая пластинка», где были представлены песни Ярушина и компании, созданные ансамблем в середине 70-х и начале 80-х годов. А то, что пела группа раньше, казалось, уже утеряно навсегда! У самих музыкантов «Ариэля» никаких записей ранних концертов не осталось. Поэтому я страшно обрадовался словам Маклакова, выпросил у него ту катушку, оцифровал и чисто для себя нарезал на CD, вложив в футляр самодельный, отпечатанный на домашнем принтере буклет. И продолжил поиск официально не издававшихся на пластинках фирмы «Мелодия» композиций моей любимой группы.

Обложка CD того самого "первого альбома" "Ариэля"
Обложка CD того самого "первого альбома" "Ариэля"

На сегодняшний день на домашнем рекорд-лейбле Павла Павлова PP Records собрана, отреставрирована и издана маленьким тиражом «для своих» коллекция из 30 альбомов «Ариэля»! На ней бережно сохранены аудиораритеты – концертные и даже квартирные записи, а на обложках и в буклетах можно увидеть уникальные фото конца 60-х годов – времени зарождения бит-музыки на Южном Урале.

Номер 1 в коллекции – тот самый легендарный «первый альбом» «Ариэля» 1968 года, где группу ведут к первому успеху три Льва – Фидельман, Гуров и Ратнер. Естественно, в альбоме нет ни единого студийного трека, все записи сделаны с зала, и можно услышать, с каким восторгом челябинская публика времен хрущевской оттепели встречает своих кумиров – местных битлов.

- Вдобавок к этому архивному сборнику я разыскал запись радиопередачи «Уральский меридиан», в котором звучит самое первое интервью «Ариэля» челябинским СМИ, - добавляет Павел Павлов. – 1968 год, слышны голоса молодых Льва Фидельмана и Валерия Паршукова… Это нужно было сохранить для истории культурного развития нашего региона.

В 70-х годах на улице Кирова, недалеко от ресторана «Арктика», за неприметной дверкой пряталась студия звукозаписи, которая снабжала жителей Челябинска альбомами Beatles, Led Zeppelin и по непонятной причине особенно любимой уральцами группы Uriah Heep. Здесь же торговали и «Ариэлем». Первый официальный диск на «Мелодии» у артистов появился в 75-м году, но к тому времени студия на Кирова уже обеспечивала местных меломанов катушками с песнями любимого ансамбля. Что-то записывалось на концертах прямо со звукорежиссерского пульта, некоторые треки, зафиксированные на пленку прямо на репетиции, приносили сами музыканты «Ариэля», осуществляя нехитрый маркетинг и подпольную раскрутку своего творчества.

- Я и сам тогда записывал «Ариэль», присутствуя как зритель на их выступлениях, только возможностей договориться со звукачом и подобраться к пульту у меня не было, - вспоминает Павлов. – Писал просто с зала, притащив с собой обыкновенный бытовой магнитофон «Весна». Именно с концерта, на котором я побывал 23 апреля 1976 года, у меня осталась и теперь издана на CD совершенно уникальная запись, где «Ариэль» исполняет «Tarkus» - песню английского ансамбля Emerson, Lake and Palmer. Лев Гуров там поет ничуть не хуже, чем Грег Лейк. Зал тогда рыдал от восторга, наслаждаясь уральской версией культовой композиции британского арт-рока. Сегодняшние молодые челябинские музыканты просто обязаны это услышать.

-3

Сумел сохранить Павел Павлов и запись «Ариэля» 1970 года, когда уже состоялся приход в ансамбль участников ВИА «Аллегро» Валерия Ярушина и Бориса Каплуна. На альбоме «Тот поздний вечер» еще звучат принесшие первую славу группе бит-кавера, но более активно «ариэлевцы» играют уже чисто свои песни – «Принцессу» Колесникова и Паршукова, «Лауру» Ратнера - Гурова, ярушинские номера «Тот поздний вечер» и «С песней по Уралу». А главное - зафиксирован момент фолк-поворота «Ариэля», когда в финале, исполнив все проверенные ударные вещи, музыканты пробуют на публике свою новинку - электрическую гитарную обработку народной песни «Ой, мороз, мороз».

А уже на альбоме с концерта 1971 года, изданном на PP Records по названию заглавного трека «Всегда будем вместе», звучит знаменитый парафраз на тему русской народной песни «Отдавали молоду». Официально жители СССР услышали эту сногсшибательную, ураганную, невероятную, бурную, фантастическую, мегадрайвовую, умопомрачительноаранжированную композицию на первом «мелодиевском» LP «Ариэля» в 1975 году. Но челябинцы к тому историческому моменту уже несколько лет как тащились от русского народного «дженезис-рядом-не-стоящего» арт-рока в исполнении объединенной команды Ярушина и Фидельмана. Павлу Павлову удалось сохранить живой концертный вариант песни, который звучит несколько иначе, чем студийный, – на записи буквально физически чувствуется, как от «ариэлевского» прогрессив-фолка у зрителей волосы встают дыбом, а музыканты еще больше разгоняются и в финале набирают просто невиданную мощь. Слушаешь этот live и реально чувствуешь запах озона – струны и клавиши мечут молнии, вживую «Отдавали молоду» - просто гроза, буря и натиск.

- Это была действительно сильная вещь, - вспоминает Павел Павлов - и на живых выступлениях она реально убивала наповал. Не зря Раймонд Паулс, сказал парням, что каждый из них – достаточно средний музыкант, но вместе, в коллективе, они – невиданная сила.

А чего стоит концертный вариант знаменитой «Тишины», который на «Всегда будем вместе» звучит почти на минуту дольше классического студийного и отличается от него потрясающей экспрессией и большей психоделической глубиной. За всю свою славную историю «Ариэль» не издавал ни одного официального live-альбома. И зря! Джим Морисон должен был застегнуть штаны и удалиться со сцены, услышав, как умеют вживую исполнять психоделический рок в Челябинске. Невероятное мастерство и подлинную страсть демонстрируют не только шаманы-вокалисты, но и ритм-секция – каждый удар Бориса Каплуна подобен молоту Тора и наотмашь бьет точно в диафрагму, а перебор басовых струн Ярушина меняет у слушателя сердечный ритм. Сохраненная Павловым концертная «Тишина» - аудиобриллиант в ожерелье культурного наследия Челябинска ХХ века.

НАЙТИ И НЕ СДАВАТЬСЯ

-4

Еще одна уникальная находка Павлова – запись с челябинского выступления «Ариэля» в 1973 году во Дворце культуры железнодорожников. Уже покинул состав основатель группы Лев Фидельман, зато пришли Сергей Шариков (клавишные) и юный 16-летний (!) Сергей Антонов (гитара). Ансамбль запечатлен уже в полном расцвете сил, только что случились победы на музыкальных фестивалях в Горьком и Лиепаи, вместе с Раймондом Паулсом записана первая профессиональная фонограмма для будущего LP, «Ариэль» уже на пороге всесоюзной известности. И они для своих любимых челябинцев играют так, что зрителей просто впечатывает в кресла от волны драйва, звука и фирменного многоголосия. Кажется порой, что если Кена Хенсли посадить за прослушивание композиций «Ариэля» «Тот белый камень» и «Одиночество», сонграйтер Uriah Heep просто начнет рвать на себе волосы с завистливыми воплями: «Почему ЭТО написал не я?! Неужели та-а-кое можно было исполнять на Урале в 73-м году?!». Концертник «Ариэль» в ДК ЖД», бережно сохраненный и отреставрированный Павлом Павловым и изданный PP Records на CD, обязателен для прослушивания в Челябинском музыкальном училище. Слушайте, салаги, как играли уральские боги.

Жемчужина в коллекции Павла Павлова – диски с записями «ариэлевских» рок-опер «Сказание о Емельяне Пугачеве», «Мастера» и «За землю русскую».

- Когда в 81-м году я учился в институте физкультуры, то случайно попал в театр оперы и балета на предварительное прослушивание «Мастеров» местным худсоветом, - рассказывает Павел Павлов. – Музыканты тогда старались оказать на «экспертов» из худсовета определенное воздействие для быстрейшей госприемки произведения, поэтому пригласили в зал своих знакомых и знакомых знакомых. В результате в оперном на закрытом в общем-то показе был аншлаг – «Ариэль» в городе очень любили. Фанаты просто порвали бы любого эксперта с кислым лицом, поэтому «госприемка» прошла быстро и успешно. Я слушал «Мастеров», а у меня реально мурашки ползли по коже – я испытал абсолютный шок, пораженный необычной музыкой, сложными инструментальными переходами и сильным вокальным исполнением. После концерта побежал в киоск звукозаписи с просьбой переписать мне «Мастеров» на катушку. Выяснилось, что этой рок-оперы в киоске нет, но есть «Емельян Пугачев», записанный с пульта на одном из выступлений. Когда «Ариэль» в очередной раз представлял «Мастеров», я отдал друзьям, которые тусовались со звукачами, чистую катушку, и они смогли записать мне с пульта эту рок-ораторию. Там, правда, немного мешает появившийся от микрофона фид-бэк, но когда я ремастерил саунд для CD, я данную звуковую неприятность подчистил – слушайте качественно! С записью рок-думы «За землю русскую» тоже были проблемы. Ее писали на одном из концертов на бытовой магнитофон, начинали на скорости 19,05, а потом, видимо, экономя пленку, переключили на скорость 9,5. В результате теряется качество. Но другой записи «За землю русскую» я просто не нашел.

А где ее найти в хорошем качестве? Ни одна из сочиненных «Ариэлем» и успешно сыгранных во множестве городов СССР рок-опер не была зафиксирована в нормальной студии, остались только зальные случайные сессии. У Павла Павлова остались, естественно, сами музыканты все растеряли.

- Откуда я собирал в коллекцию песни «Ариэля»? – говорит Павлов. – Да с бору по сосенке. Что-то у меня на старых катушках хранилось, кое-что принесли меломаны - Владимир Маклаков, Алексей Карякин, Юрий Мережко, Александр Коркин. Часть материала отыскал у себя самый запасливый из «ариэлевцев» Валерий Ярушин. Уникальную запись мне презентовал экс-гитарист ансамбля Валерий Паршуков.

В 1986 году, когда Паршуков проживал в далеком Душанбе, «Ариэль» пожаловал в столицу Таджикистана на гастроли. Три челябинских артиста - Ярушин, Гуров и Каплун - не могли пройти мимо гостеприимной квартиры бывшего «согруппника». И в квартире этой по счастливой случайности оказалась скрипка (ее взял в руки Борис Каплун), фортепиано (пальцы на клавиши положил Валерий Ярушин), и гитара – ею вооружился Лев Гуров. Ну и самое главное - Паршуков поставил прямо на пол магнитофон со стереомикрофоном и нажал на кнопку «REC». Таким образом родилась спонтанная запись «Ариэля» - абсолютно уникальный «Квартирник в Душанбе». Который надо слышать! Вместо перкуссии по рюмкам и бутылкам (так-то шла дружеская посиделка) стучат вилки. В заводном гуровском рок-н-ролле «Не звони» Борис Каплун голосом (!) изображает звук солирующей гитары, и ни один фузз в мире, ни один дисторшн и не одна «квакушка» не даст таких звуковых искажений, как их выдал а капелла Каплун! Проходная в общем-то «Тара-стеклотара» преобразилась в веселейший застольный хит. Душевность, спонтанность и атмосферность – за это любители рок-н-ролла во всем мире и ценят подобные домашние записи. И благодаря Павлу Павлову у «Ариэля» такой альбом есть.

Одно из последних самиздатовских CD-творений PP Records носит шуточное название «Песни ВИА «Ариэль» в исполнении зарубежных ансамблей». В 70-х многие челябинцы с удовольствием подпевали хитам «Ариэля», а потом, гораздо позже, с удивлением узнавали, что музыка этих песен была сочинена в США, Англии или Польше. Вот Павлов и объединил оригинальные версии Tremeloes, Turtles, Beatles, Animals и прочих западных групп, в свое время перепетых ушлыми челябинцами. Пусть, наконец, местные зрители узнают, как изначально звучат всеми любимые «Порт» (исполняемый польской группой Trzy Korony), «Привидение» (хит американских Monkees), «Проснись, весна» (песня ансамбля Czerwone gitary) и прочие композиции, которым на Урале помог стать популярными именно «Ариэль». Записи которого бережно сохранил Павел Павлов.