Найти тему
РКА-Консалтинг

Раскрыть таланты: игровые методы группового собеседования (часть 1)

Оглавление

У массового рекрутинга и групповых собеседований есть ряд несомненных плюсов. Рекрутер в таком случае экономит свое время и ресурсы компании. Плюс можно сразу же отследить лидерские качества, стрессоустойчивость, умение работать в команде.

Однако подобная технология также требует от HR-специалиста анализа поведения кандидатов, составления портрета каждого из них. В таком случае стоит попробовать применить игровые методы проведения рекрутинга.

Рассмотрим несколько возможных форматов.

Метод кейсов

Достаточно распространенный метод как единичного, так и группового интервью. Достаточно представить соискателям описание какой-то ситуации, которая может произойти на работе и проследить за тем, какой вариант решения они выберут. При правильном моделировании задачи рекрутер может одновременно оценить как профессиональные знания соискателей, так и их соответствие философии и миссии компании. Достаточно просто отследить, насколько личностные качества каждого из кандидатов отвечают ценностям компании.

Классификация кейсов

● конкретный кейс позволяет узнать, насколько собеседник осведомлен о существовании какой-либо технологии или обладает определенным навыком

● неконкретный кейс подразумевает не один, а сразу множество верных ответов, служит для демонстрации гибкости мышления

● новаторский кейс – оценка креативности, умения находить нестандартные решения

Для того чтобы составить действительно грамотное задание, необходимо выполнить ряд параметров. Главный шаг – определение цели исследования: какие именно качества, навыки или знания вы хотите оценить. В зависимости от этого составляется описание ситуации.

Основные требования к кейсам:

· отсутствие единственно верного ответа

· нести определенную цель

· побуждать к рассуждению и поиску решения

· соответствовать реалиям

Наиболее удачным вариантом кейса является тот, где кандидат думаете, что идет оценка его компетенции, а на самом деле анализируются его личностные качества.

Пример кейса

Представим ситуацию, в которой потенциальный управленец поставил перед менеджером задачу обзвонить огромную базу контактов в течение недели, оповестить о предстоящем мероприятии клиента и получить обратную связь, чтобы точно знать, на какое количество гостей рассчитывать организатору. Менеджер давно и успешно работает в компании, поэтому контроль за выполнением задачи не велся. За пару дней до мероприятия выясняется, что менеджер не выполнил задачу. Каковы будут действия руководителя?

В таком кейсе можно сразу оценить несколько аспектов: будет ли руководитель привлекать других сотрудников для решения задачи, вторгаясь в их рабочий график? Будет ли связываться с клиентом, пытаясь отсрочить решение задачи? Начнет ли разборки на тему, почему не выполнена задача? Возьмет ли ответственность на себя?

Таким образом, метод кейсов в рекрутинге является прекрасным инструментом для оценки как знаний, так и приоритетов потенциального сотрудника.

Метод групповых дискуссий

Метод групповых дискуссий подразумевает совместное обсуждение группой людей какой-то заданной темы. Принципиальное отличие дискуссии от других подобных техник, например, тех же дебатов, состоит в том, что участник не должен придерживаться категорической точки зрения – согласие или отрицание тезиса. Групповая дискуссия – это обсуждение всех аспектов темы, выяснение различных мнений от членов команды.

За короткий промежуток времени участники успевают не только обсудить тему, но и показать свою уверенность, лидерские качества, способность работать в команде, выслушивать мнение других и, конечно, компетентность во многих вопросах.

Какие качества кандидатов можно проанализировать через метод групповых дискуссий:

· Коммуникативные навыки: для привлечения внимания придется применять и вербальные, и невербальные навыки общения, уметь кратко и интересно сформулировать свою точку зрения, обладать поставленной речью

· Убеждение: умение склонить на свою сторону как можно большее число оппонентов

· Логика: формулирование и обоснование своей точки зрения, компиляция и анализ своих и чужих знаний

· Работа в команде: умение выслушивать чужое мнение и видоизменять свое в зависимости от новых фактов

· Лидерские качества: не просто принимать активное участие в дискуссии, но и стать ее модератором

Существует 4 разновидности тем для проведения дискуссии: профессиональные, актуальные, социальные и абстрактные. В зависимости от поставленных целей можно выбрать соответствующую категорию. Актуальные и социальные темы обычно имеют большую остроту и вызывают самое активное обсуждение. Для успешного применения этого метода необходимо учитывать ряд правил для ее организации:

1. Выбрать тему, которая вызовет обсуждение. Если вопрос будет однозначный, и мнения по нему не будут разниться, то дискуссия сойдет на «нет».

2. Выбрать тему по компетенциям. Для того чтобы HR-специалист мог оценить не только ораторские навыки, но и знания кандидатов, стоит заострить свое внимание на темах из сферы будущей работы.

3. Определить аспекты, по которым будет отслеживаться эффективность. Составить чек-лист для каждого кандидата, где делать пометки о его качествах и умениях.

Виды групповых дискуссий

Существует множество форматов проведения подобных дискуссий:

Панельная дискуссия: участники делятся на маленькие подгруппы, в составе которых и обсуждают заданную тему. Затем представители всех подгрупп собираются вместе и отстаивают точку зрения подгруппы.

Дискуссия-аквариум: в центре комнаты находятся «рыбы», которые открыто обсуждают тему. «Рыбаки» наблюдают за процессом, но в любой момент могут присоединиться к какой-то «рыбе», встать рядом и дополнить ее точку зрения, аргументировать ее, если согласны.

Дебаты: дискуссия, при которой возможно только согласие или несогласие с заданной темой. Разделив участников на «согласных» и «не согласных» - не обязательно в зависимости от их мнения, модератор дает время на обсуждения и сбор аргументов. В дальнейшем от лица обеих групп выступает лидер, а ее команда может передавать ему записочки с дополнительными аргументами или контраргументами.

Круглый стол: участники открыто обсуждают вопрос. Главная задача – рассмотреть все точки зрения, проанализировать все аспекты данной темы.

Ролевая дискуссия: когда участникам заранее раздаются карточки с их точкой зрения или ролью. В результате анализируется гибкость мышления кандидата.

Примеры тем для обсуждения

Для выявления ораторских, командных и профессиональных навыков можно использовать следующие вопросы:

● Влияние новых технологий на вашу работу

● Аутсорсинг в компаниях – за или против?

● Нет фактов – есть только мнения?

● Будущее вашей профессии?

Читайте продолжение во второй части