У массового рекрутинга и групповых собеседований есть ряд несомненных плюсов. Рекрутер в таком случае экономит свое время и ресурсы компании. Плюс можно сразу же отследить лидерские качества, стрессоустойчивость, умение работать в команде.
Однако подобная технология также требует от HR-специалиста анализа поведения кандидатов, составления портрета каждого из них. В таком случае стоит попробовать применить игровые методы проведения рекрутинга.
Рассмотрим несколько возможных форматов.
Метод кейсов
Достаточно распространенный метод как единичного, так и группового интервью. Достаточно представить соискателям описание какой-то ситуации, которая может произойти на работе и проследить за тем, какой вариант решения они выберут. При правильном моделировании задачи рекрутер может одновременно оценить как профессиональные знания соискателей, так и их соответствие философии и миссии компании. Достаточно просто отследить, насколько личностные качества каждого из кандидатов отвечают ценностям компании.
Классификация кейсов
● конкретный кейс позволяет узнать, насколько собеседник осведомлен о существовании какой-либо технологии или обладает определенным навыком
● неконкретный кейс подразумевает не один, а сразу множество верных ответов, служит для демонстрации гибкости мышления
● новаторский кейс – оценка креативности, умения находить нестандартные решения
Для того чтобы составить действительно грамотное задание, необходимо выполнить ряд параметров. Главный шаг – определение цели исследования: какие именно качества, навыки или знания вы хотите оценить. В зависимости от этого составляется описание ситуации.
Основные требования к кейсам:
· отсутствие единственно верного ответа
· нести определенную цель
· побуждать к рассуждению и поиску решения
· соответствовать реалиям
Наиболее удачным вариантом кейса является тот, где кандидат думаете, что идет оценка его компетенции, а на самом деле анализируются его личностные качества.
Пример кейса
Представим ситуацию, в которой потенциальный управленец поставил перед менеджером задачу обзвонить огромную базу контактов в течение недели, оповестить о предстоящем мероприятии клиента и получить обратную связь, чтобы точно знать, на какое количество гостей рассчитывать организатору. Менеджер давно и успешно работает в компании, поэтому контроль за выполнением задачи не велся. За пару дней до мероприятия выясняется, что менеджер не выполнил задачу. Каковы будут действия руководителя?
В таком кейсе можно сразу оценить несколько аспектов: будет ли руководитель привлекать других сотрудников для решения задачи, вторгаясь в их рабочий график? Будет ли связываться с клиентом, пытаясь отсрочить решение задачи? Начнет ли разборки на тему, почему не выполнена задача? Возьмет ли ответственность на себя?
Таким образом, метод кейсов в рекрутинге является прекрасным инструментом для оценки как знаний, так и приоритетов потенциального сотрудника.
Метод групповых дискуссий
Метод групповых дискуссий подразумевает совместное обсуждение группой людей какой-то заданной темы. Принципиальное отличие дискуссии от других подобных техник, например, тех же дебатов, состоит в том, что участник не должен придерживаться категорической точки зрения – согласие или отрицание тезиса. Групповая дискуссия – это обсуждение всех аспектов темы, выяснение различных мнений от членов команды.
За короткий промежуток времени участники успевают не только обсудить тему, но и показать свою уверенность, лидерские качества, способность работать в команде, выслушивать мнение других и, конечно, компетентность во многих вопросах.
Какие качества кандидатов можно проанализировать через метод групповых дискуссий:
· Коммуникативные навыки: для привлечения внимания придется применять и вербальные, и невербальные навыки общения, уметь кратко и интересно сформулировать свою точку зрения, обладать поставленной речью
· Убеждение: умение склонить на свою сторону как можно большее число оппонентов
· Логика: формулирование и обоснование своей точки зрения, компиляция и анализ своих и чужих знаний
· Работа в команде: умение выслушивать чужое мнение и видоизменять свое в зависимости от новых фактов
· Лидерские качества: не просто принимать активное участие в дискуссии, но и стать ее модератором
Существует 4 разновидности тем для проведения дискуссии: профессиональные, актуальные, социальные и абстрактные. В зависимости от поставленных целей можно выбрать соответствующую категорию. Актуальные и социальные темы обычно имеют большую остроту и вызывают самое активное обсуждение. Для успешного применения этого метода необходимо учитывать ряд правил для ее организации:
1. Выбрать тему, которая вызовет обсуждение. Если вопрос будет однозначный, и мнения по нему не будут разниться, то дискуссия сойдет на «нет».
2. Выбрать тему по компетенциям. Для того чтобы HR-специалист мог оценить не только ораторские навыки, но и знания кандидатов, стоит заострить свое внимание на темах из сферы будущей работы.
3. Определить аспекты, по которым будет отслеживаться эффективность. Составить чек-лист для каждого кандидата, где делать пометки о его качествах и умениях.
Виды групповых дискуссий
Существует множество форматов проведения подобных дискуссий:
Панельная дискуссия: участники делятся на маленькие подгруппы, в составе которых и обсуждают заданную тему. Затем представители всех подгрупп собираются вместе и отстаивают точку зрения подгруппы.
Дискуссия-аквариум: в центре комнаты находятся «рыбы», которые открыто обсуждают тему. «Рыбаки» наблюдают за процессом, но в любой момент могут присоединиться к какой-то «рыбе», встать рядом и дополнить ее точку зрения, аргументировать ее, если согласны.
Дебаты: дискуссия, при которой возможно только согласие или несогласие с заданной темой. Разделив участников на «согласных» и «не согласных» - не обязательно в зависимости от их мнения, модератор дает время на обсуждения и сбор аргументов. В дальнейшем от лица обеих групп выступает лидер, а ее команда может передавать ему записочки с дополнительными аргументами или контраргументами.
Круглый стол: участники открыто обсуждают вопрос. Главная задача – рассмотреть все точки зрения, проанализировать все аспекты данной темы.
Ролевая дискуссия: когда участникам заранее раздаются карточки с их точкой зрения или ролью. В результате анализируется гибкость мышления кандидата.
Примеры тем для обсуждения
Для выявления ораторских, командных и профессиональных навыков можно использовать следующие вопросы:
● Влияние новых технологий на вашу работу
● Аутсорсинг в компаниях – за или против?
● Нет фактов – есть только мнения?
● Будущее вашей профессии?