Путешественники шутят, что пробки – одна из основных достопримечательностей Лагоса. Небезосновательно: население мегаполиса увеличивается в разы быстрее, чем возможности его транспортной инфраструктуры. Решить проблему должен строящийся метрополитен.
В агломерации Лагоса проживает 22 миллиона человек. С раннего утра до позднего вечера они так или иначе оказываются в дорожных пробках. Но раздражение по этому поводу бессмысленно: для жителей бывшей столицы Нигерии заторы на дорогах – это уже часть образа жизни. Впрочем, Генеральный стратегический транспортный план развития Лагоса намерен всё изменить. В течение 30 лет один из самых быстрорастущих мегаполисов мира обзаведётся несколькими линиями метро.
На данный момент в стадии строительства находятся две линии – синяя и красная. Их могли построить ещё в 80-е годы XX века, по крайней мере, в 1983-1985 годах существовал проект Metroline. Но тогда глава государства Мохаммаду Бухари из-за недостатка финансирования вынужден был закрыть проект. В 2000-х идею строительства легкорельсового метро поддержал губернатор Бола Тинуби. Инициатива по-прежнему требовала постоянных инвестиций, поэтому открытие первых линий не раз переносилось.
С 2015 года проект метрополитена в Лагосе поддерживается китайской компанией China Civil Engineering Construction, а с 2018 – французским машиностроительным гигантом Alstom. Для Китая это принципиальный вопрос развития транспортной отрасли в рамках общего потока инвестиций в Нигерию, для Франции – относительно новый регион развития бизнеса в области железнодорожных перевозок.
Управление будущим метрополитеном возьмёт на себя LAMATA, или Lagos Metropolitan Area Transport Authority. Государственное агентство отвечает за весь общественный транспорт агломерации и надеется ввести первую очередь метро в эксплуатацию в течение 2022 года.
К первой очереди относится синяя линия с 13 станциями, однако утверждённый проект метрополитена в Лагосе включает и красную линию с 11 станциями. За исключением трёх общих станций в районе острова Лагос, синяя охватит южную часть города до Ококомайко, а красная уйдёт на север в Агбадо и будет иметь ответвление на аэропорт.
В перспективе схема метрополитена разрастётся до семи линий. Помимо синей и красной, откроются оранжевая, коричневая, зелёная, жёлтая и фиолетовая. Они свяжут Лагос с пригородными направлениями, соседними штатами Огун и Ойо, а ещё будут интегрированы с городским автобусным и водным транспортом.
Новые рабочие места, продвижение делового туризма, вклад в перестройку дорожной инфраструктуры, повышение безопасности дорожного движения и улучшение состояния окружающей среды – LAMATA надеется, что открытие метро не только уменьшит количество пробок на дорогах Лагоса, но и повлияет на общий имидж мегаполиса.
Конечно, ещё рано говорить о специфике работы Лагосского метро, но свои особенности у него уже есть:
· Предполагается, что все станции будут наземными или эстакадными. В связи с этим для безопасности горожан строятся пешеходные мосты над станциями и путями.
· В качестве колеи выбрана стандартная (европейская) в 1435 мм.
· Изначально для метро в Лагосе планировалось приобрести подвижной состав, ранее эксплуатировавшийся в Торонто. Но в 2015 году LAMATA подписала соглашение на поставку поездов от китайской корпорации CRRC Dalian.
· Протяжённость синей линии составит 27,5 км, на преодоление всего маршрута пассажирам понадобится примерно 35 минут.
· Синяя и красная линии будут пересекать Лагосскую лагуну.
· Метрополитен Лагоса станет вторым, открытым в Нигерии. Летом 2018 года был открыт столичный метрополитен страны в Абудже.