На графике указаны все города, достигшие численности в 1 млн жителей до распада СССР, год пересечения ими порога в 1 млн жителей, а также год открытия первого участка метрополитена.
Достаточно наглядно видна тенденция к приоритетному развитию метрополитенов в столицах союзных республик. Самый яркий пример - четвертый в Советском Союзе Тбилисский метрополитен, первый пусковой участок которого открылся 11 января 1966 г. При этом по состоянию на 1 июля того же года численность населения Тбилиси составляла 830 тыс. жителей, по этому показателю город занимал 11 место в СССР.
Первым не являвшимся столицей союзной республики городом (за исключением Ленинграда), в котором открылся метрополитен, стал Харьков (1975 г.).
После открытия трех метрополитенов в городах бывшего СССР уже в постсоветский период, а также в результате серьезной депопуляции городов-миллионников Украины крупнейшими городами постсоветского пространства без метрополитена по состоянию на 2019 г. являются российские Челябинск (1 200 719 чел. в 2019 г.), Омск (1 164 815), Ростов-на-Дону (1 133 307), Уфа (1 124 226), Красноярск (1 095 286) и казахстанский Нур-Султан (1 078 400 в 2018 г.).