Многие знают о религиозных взглядах писателя Льва Толстого и о его отлучении от церкви, но не все знают человека, который стал самым непримиримым врагом писателя и добился его изгнания из официальной церкви.
Речь пойдет об обер-прокуроре Синода (так назывался высший управляющий орган Русской православной церкви) и воспитателе Александра III и Николая II Константине Победоносцеве.
Самодержавие vc гуманизм
К.П.Победоносцев был профессором права, переводчиком, впоследствии он занял высший пост в православной церкви и попал в окружение императора Александра II и в его семью. Трудно было найти более убежденного сторонника самодержавия и ненавистника демократии и либерализма. Он требовал беспощадной борьбы с революционерами и недовольными царской властью в России.
Его ровесник, Лев Толстой имел противоположные взгляды и в своих произведениях и публицистике открыто выражал недовольство самодержавием, церковью и несправедливостью русской жизни. Его идеологическое столкновение с Победоносцевым было неизбежно.
"Утерянное" письмо
Их первое общение произошло в марте 1881 г., после убийства Александра II. Толстой написал Победоносцеву письмо, которое просил передать новому царю, Александру III. В нем он просил помиловать революционеров, которые участвовали в убийстве бывшего императора.
В этом письме Толстой пытался рассказать о последствиях казни революционеров:
Не простите, казните преступников, вы сделаете то, что из числа сотен вы вырвете 3-х-4-х, и зло родит зло, и на месте 3-х-4-х вырастут 30,40.
Победоносцев не только не передал письмо царю, а, наоборот, убедил его казнить осужденных.
С этого момента вражда двух идеологических противников, о которой раньше никто не знал, стала открытой. Более 20 лет Победоносцев пытался добиться отлучения Льва Толстого от церкви и его проклятия, но ему не удавалось это сделать, так как авторитет графа на Родине и за рубежом был слишком велик. К тому же, Александр III с детства читал произведения Льва Толстого и высоко отзывался о таланте писателя. Победоносцев считал, что от Толстого идет огромная угроза для государства и церкви, но его доводы были слишком радикальны даже для консервативного царя.
Измены и литературная вражда
Существуют и более прозаичные мотивы для ненависти обер-прокурора Синода к Толстому: образ мужа главной героини, Каренина, в "Анне Карениной" Толстой списал как раз с Победоносцева, про неверность жены которого всем было известно.
Новый этап вражды между противниками начался после публикации романа Толстого "Воскресение", где Победоносцев был выведен в образе Топорова.
Резкая статья Толстого "Бессмысленные мечтания", прямо направленная против взглядов нового императора Николая II и всей системы самодержавия, была использована Победоносцевым для "черного пиара" писателя.
Такие ходы у них были взаимными, Толстой тоже пытался очернить главу церкви перед императором. В декабре 1900 г. Толстой писал в письме Николаю II:
Из всех преступных дел самые гадкие и возмущающие душу всякого честного человека, это — дела, творимые отвратительным, бессердечным, бессовестным советчиком вашим по религиозным делам — злодеем, имя которого, как образцового злодея, перейдет в историю, — Победоносцевым
Отлучение от церкви
24 февраля 1901 года Синод объявляет об отлучении Толстого от церкви. Эта новость расколола русское общество, многие радовались этому событию и даже присылали писателю анонимные угрозы. Другая часть общества, то есть почти вся интеллигенция, встала на сторону Толстого и еще больше возненавидела Победоносцева и самодержавие. Отлучение от церкви осуждали даже при дворе, даже сам император был недоволен, но никто не сомневался в том, что это была месть Победоносцева.
Слава Толстого в связи с отлучением от церкви достигла апогея, и никакие старания Победоносцева не могли больше помешать этому. Через несколько лет в России началась Первая русская революция, поэтому вражда двух идеологов отошла на второй план, а в 1907 году Победоносцев умер, и все закончилось.