В нашем классе три неуспевающих ученика: Жанна и два Кольки.
Они не успевают по всем предметам, но особенно заметно - по алгебре.
По истории и биологии можно как-то подучить перед уроком или подслушать подсказку, а вот алгебра...
Знания - это дом.
Сначала выкопай котлован, залей фундамент, а потом каждый урок добавляй по кирпичику знаний. Если фундамента нет, то кирпичи падают на пол и разбиваются. Получается не дом, а горстка битых кирпичей.
В ней нельзя жить.
У нас очень дружный класс. Мы - мушкетеры. Один за всех и все за одного.
Месяц назад нас предупредили об этой контрольной по алгебре. Пояснили: очень ответственный срез знаний.
Я ещё тогда поняла, что для Жанны и Колек это катастрофа.
Двояк за контрольную означает непоправимые вещи и даже перспективу остаться на второй год в девятом классе.
Девятый класс. Степени , дроби, дроби в степенях, степени в дробях.
Очень сложно. Но я понимаю.
И еще я мечтаю стать учительницей. Чтобы стоять у доски и что-то пояснять классу, в котором обязательно будет такая же прилежная Олечка, которая станет тянуть ладошку в белой манжетке на каждом уроке... Моя любимая ученица.
- Давайте я с вами тремя позанимаюсь, - предложила я нашим отставашкам. - Подтяну.
Они согласились. Без энтузиазма.
Я помню, как мы вчетвером остались после уроков на факультивное занятие.
Я к нему готовилась. Принесла из дома два апельсина: один нарезанный на четыре части, другой - на семь. Я хотела объяснить, что такое дробь образно: вот апельсин, он один, но части у него четыре. На, возьми дольку, это одна четвертая...
Пока я мыла руки, они втроем сожрали мои апельсины. Оставили мне две дольки. От того апельсина, который был поделен на семь частей. Две седьмых.
Потом Кольки носились между партами за Жанкой , и кидались пыльной тряпкой, которой стирают мел с доски.
Потом сели, но долго хохотали над тем, что слово "факультатив" образовано от слова "фак".
Я грустила. Я тратила свое время, и ждала за это хоть какой-то благодарности. Хотя бы выраженной во внимании и уважении к тому, что я готовилась.
Но благодарности не было и в помине. Было "так и быть, чо там у тебя", и становилось не ясно, кому это важнее.
Все трое были из неблагополучных семей. У Колек не хватало родителей.
У одного - мамы. У второго - папы.
То есть в родительском составе их семей вместо единицы была дробь - одна/вторая.
В алгебре все было бы просто: надо было две дроби сплюсовать - и будет одна полная семья с двумя детьми. Двумя Кольками. И чтобы их различать нужно было бы что-то придумать. Например, одного из Колек звать Колян.
Но взрослые придумали какие-то нелепые условности, и Колин отец даже не смотрел в сторону Колиной матери, и наоборот. Поэтому так и жили , одинокими располовинеными дробями, не успевали , тянули лямку, а Кольки их плохо учились, и выглядели бледно. Так говорил учитель алгебры тем, кто не решал пример. Ты, говорил, выглядишь бледно.
У Жанны тоже в семье было что-то сложное. Она была седьмым ребенком, приемным, и была похожа на волчонка. Какая-то не ухоженная, волосы торчком, как у мальчика, руки в цыпках, вечно голодная.
Однажды мы с ней заболтались , сидели на скамейке у школы. И Жанна рассказала не по-детски мудрые вещи, которые я вспоминаю до сих пор:
- У меня хорошая мама, но когда я вырасту, у меня будет только один ребенок. Я не понимаю, как одна мама может любить полноценно семь детей одновременно, и так, чтобы всем хватало порции маминой любви.
Мне иногда кажется, что много детей - это когда мама понимает, что качественно любить - обнимать, вникать, проникать в душу ребенка - она не может, и тогда она берет количеством: когда детей семь , то тут уж не до объятий - тут исключительно вари, стирай и штопай. И ты хорошая мама, если сварила, постирала и заштопала, потому что на большее времени не хватило. И вот моя мама, замученная и уставшая, вечно варит что-то, что мы съездаем за один присест, и все. Начинай заново. Не знаю, счастлива ли она, но я думаю, нет. И мне кажется, что она жалеет , что меня взяли. Я седьмая, лишняя. Хотя семь счастливое число, но на четверых своих стоило остановиться...
...
Мы занимались с Кольками и Жанной в итоге шесть раз. Я не видела никакого эффекта. Меня никто не слушал, Кольки и Жанна просто веселились.
Я поражалась такой безответственности. Я бы умерла от ужаса и позора, если бы перспектива на закончить среднюю школу хотя бы призрачно замаячила передо мной.
А эти... Носятся, хохочут.
И вот за два урока до контрольной...
- Давайте просто прогуляем контрольную всем классом? Тогда ее отменят! - вдруг предложила Жанна.
- Да-да, классная идея, только надо, чтобы обязательно все погуляли, пойдем на речку, я вот точно двояк схвачу, вообще не въехал, - жалуется Колька.
Класс молчит. Мы, конечно, мушкетеры, но бывают ситуации, когда каждый за себя.
Я понимаю, что моя любовь к справедливости имеет границы. Я понимаю, что на жизненном старте у Жанны и Колек не было форы, и я пыталась как-то компенсировать эту несправедливость в пределах собственных компетенций, отдав то, что было у меня: время и знания.
Но я не могу отдать и то, что зарабатывала девять лет - свою репутацию. Не понимаю, зачем? Как и что это компенсирует ?
Мы хотим идти в ногу, но есть отстающие? Тогда пусть они тянутся к нам, а не мы делаем шаг назад, разве нет?
- Какой смысл? Контрольную перенесут, класс накажут.
- Перенесут на неделю, за неделю можно будет еще поучить, - говорит Жанна.
- У тебя был месяц, чтобы поучить. И еще девять лет до. Что ты не учила? И как за неделю нагнать девять лет? - я говорю тихо и не уверенно, хотя внутри я сразу решила, что класс не поддержу в этом вопросе. Даже если все уйдут, я останусь.
- Мы в прошлом году так с физикой делали. Так нам провели контроху на следующий день, только полученные в тетради оценки переставили в журнал с коэффициентом "минус балл". И из-за того трояка я получила четыре в четверти. А могла бы и пять, - сказала Оксана. У нее очень строгие родители. Она не хочет с ними проблем, и я ее понимаю.
- То есть вы не хотите поддержать весь класс? - возмущенно уточняет Колька. Тот, у которого мамы нет.
Я смотрю на него. И думаю о неблагодарности и манипуляции. Я еще не знаю этих слов, но уже думаю о них.
Можно учить, и написать всем классом контрольную на пятерки.
А можно уйти, и получить двойки. Всем классом. Из солидарности.
И то, и то равенство, только во втором случае в знаменателе - несправедливость...
Мы не ушли с контрольной. А Жанна с Кольками ушли. И , кажется, писали потом отдельно. На второй год они не остались, но родители ходили к директору, и что-то там долго решали...
К чему это я.
Стройте свои дома знаний, ведь вам в них жить.
....
Надеюсь, вам было со мной не скучно.
Спасибо, что дочитали до конца.