Найти в Дзене
Алексей Коновалов

Скифы. Часть вторая.

Здравствуйте. Я бы хотел продолжить рассказы о скифах.

Дандамид и Амизок.

Дружба для скифа—это святое. Люди, для которых война обычное явление,как никто нуждаются в помощи близкого человека. С другом знакомятся не на пиру или на гуляниях, а в бою. Дружба начинается так: друзья режут себе пальцы, собирают кровь в чашу, обнажают акинаки и пьют из чаши кровь. Крепче этой клятвы нет ничего. У скифа не может быть больше трех друзей. Человек, у которого много друзей, похож на развратную женщину. Не может быть дружба сильной, если делить расположение между многими.

Случилось так,что на четвертый день дружбы Дандамида и Амизока на их землю напали сарматы. Десять тысяч всадников,а пеших в три раза больше. Скифы в тот день располагались по обеим берегам Танаиса. Сарматы напали неожиданно, сразу посекли большинство людей, способных держать оружие. Многих взяли в плен, а некоторым удалось переплыть через реку к своим. Дандамид переплывал Танаис, когда услышал свое имя. Это звал на помощь Амизок, попавший в плен. Дандамид, не раздумывая, повернул обратно. Сарматы, подняв копья, бросились к нему, чтобы убить, но Дандамид крикнул:

— Зирин!

Это слово означает, что человек пришел договариваться насчет выкупа, сарматы таких не трогают. Привели к начальнику.

— Отпустите моего друга.

— Плати выкуп и забирай.

— Все,что у меня было, вами разграблено. Я могу предоставить залог. Говори, что тебе нужно.Ты можешь взять меня вместо него и делать со мной что хочешь.

Сармат не согласился:

— Невозможно задержать тебя всего, если ты сказал "Зирин". Отдай нам часть того, чем обладаешь, и забирай своего друга.

— Что я вам могу дать?

— Твои глаза.

Начальник сарматов позвал человека звероподобного вида, глядя на которого в голову приходили мысли только о смерти. Человек усмехнулся:

— Не бойся, больно не будет.

И действительно, он действовал быстро и точно. Голову пронзила резкая, невыносимая боль, и наступила вечная ночь.

Под утро Амизок привел слепого Дандамида в скифское кочевье.

Скифы, услышав эту историю, необыкновенно воодушевились, ведь среди них есть такой человек, не пожалевший самого дорогого, что у него есть, ради друга. Они уже не чувствовали себя побежденными.

Рой стрел взметнулся над Танаисом. Сарматы заметались от неожиданности. Кто-то хотел схватить лук, но упал, пораженный стрелой. Вот уже большой отряд скифов перебрался через реку, многие даже на конях. Ободренные пленники перебили стражу и ударили с тыла. Сарматы попытались обороняться, но скифы прибывали и прибывали. Они были беспощадны, как сама смерть. Сарматы подожгли шатер с награбленым и бросились наутек. Вскоре все закончилось, и скифы зажили прежней жизнью. Амизок не мог видеть слепого друга, и выколол себе глаза. Остаток жизни друзья прожили на попечении скифской общины, пользуясь огромным почетом и уважением.

Белитт и Баст.

Эта история еще короче. Белит это двоюродный брат Амизока. Однажды он охотился вместе со своим другом Бастом, и вдруг на его глазах лев повалил коня Баста, а его самого начал рвать когтями и зубами. Белитт соскочил с коня, подбежал ко льву и начал колотить его руками и ногами, желая отвлечь внимание на себя. Затем просунул свои пальцы между зубов льва, чтобы разжать пасть и облегчить страдания Баста. Лев, отпустив полумертвого Баста,набросился на Белитта. Перед смертью Белитт успел проткнуть мечом грудь льва, так что все трое умерли одновременно.

Теперь на этом месте находятся два кургана: в одном лежат друзья, а рядом лев.

Токсарид и Сисинн.

Вы, наверно, тоже знаете Токсарида? Наверняка, его ведь во всем мире знают. Скиф-врач, известен в Элладе наряду с мудрецом Анахарсисом. Помните, как он остановил моровое поветрие в Афинах, заставив разлить все запасы вина по улицам города? Непонятно почему, но болезнь потихоньку ушла от афинян. Пусть трезвые, зато живые и здоровые.

Так вот, этот Токсарид отправлялся из дома в Афины, желая ознакомиться с эллинским образованием, и по дороге приплыл в Понтийскую Амастриду. Этот город лежит на пути всех плывущих из Скифии. С ним был его друг детства Сисинн. Они нашли в гавани гостиницу, перенесли туда свои вещи, и пошли гулять по городу. Этим воспользовались воры, как-то отодвинули засов у двери, и украли всё.

Друзья решили не жаловаться властям ни на соседей, которых было много, ни на хозяев, из страха показаться всем обманщиками-вымогателями, хотя у них украли четыреста дариков, много одежды и ковров. Скифы остались совершенно без средств к существованию на чужбине. Отчаявшийся Токсарид уже было хотел воткнуть себе меч в бок, чтобы не мучиться от голода или не заниматься каким-нибудь унизительным трудом, но Сисинн его остановил. Он нашел способ заработать денег: нанялся в гавани таскать лес, и вернулся, набрав еды.

На следующее утро, проходя по площади, он увидел группу крепких парней. Это были нанятые за плату гладиаторы, которым предстояло выступать через два дня на представлении. Поговорив с ними, Сисинн вернулся в гостиницу.

— Токсарид, не называй больше себя бедным, через два дня мы будем с тобой богаты!

По прошествии двух дней Сисинн поташил Токсарида в театр. В театре они смотрели, как люди охотились на диких зверей, как потом этих зверей травили собаками, потом их выпускали на каких-то связаных людей, по-видимому злодеев. Наконец выступили гладиаторы. После боев глашатай вывел на арену мужчину весьма внушительных размеров и объявил, что каждый, кто желает сразиться, пусть выходит на середину арены, за это он получит плату за бой — десять тысяч драхм. При этих словах Сисинн вскочил, и сбежав на арену, потребовал себе оружия. Получив десять тысяч, он вернулся к Токсариду и дал ему деньги:

— Если я буду победителем, мы уйдем вместе отсюда богатыми, если меня убьют, похорони меня и возвращайся в Скифию.

От этих слов Токсарид заплакал. Сисинн, получив доспехи, одел их, только шлем не стал надевать, решил сражаться с непокрытой головой. Он получил ранение выше колена от кривого меча соперника. Токсарид чуть не потерял сознание от страха за друга. Кровь текла густой струей. Но Сисин дождался момента, когда гладиатор бросится на него, и резким движением проткнул его насквозь. Гладиатор рухнул к ногам Сисинна. Сисинн в изнеможении опустился на него. Токсарид подбежал, поднял его и стал подбадривать, потом довел до гостиницы.

Сисинн долго лечился, но потом у него все наладилось. Женился на сестре Токсарида, жил счастливо, только слегка прихрамывал.

Рассказы написаны по мотивам произведений Лукиана Самосатского (ll век от Р.Х.)

Друзья, я рад если вам понравилось, не забывайте ставить лайки и подписываться на канал!