Грету жарко обсуждают третий день и, как я ни закрывала глаза и уши, ― похоже, не отвертеться.
По-моему, происходит вот что.
Девочка из очень сытого и благополучного общества, и даже в координатах этого общества из очень сытой и благополучной семьи, обращаясь к человечеству, состоящему ― в основной массе ― из далеко не столь благополучных людей, гневно говорит, что мы тут что-то зажрались. Надо бы нам поменьше есть. И пореже дышать. И производство сократить, а то ишь!
Мы здесь совсем недавно (в 90-х) уже резко сокращали промышленное производство, перевозки и прочую неэкологичную активность, хотя и по другим причинам. Можно сказать, по заветам Греты действовали. Не припомню, чтобы кто-то от этого стал счастливее.
Девочку раскручивают взрослые дяди и тети, в том числе очень богатые и влиятельные. Они не могут не понимать, что толкать перед собой девочку с косичками, выкрикивающую абстрактные лозунги ― не самый эффективный способ спасти от загрязнения Байкал или от вырубки Амазонские леса. Не сомневаюсь, они знают с десяток способов лучше. Но вкладывают деньги не в это, а в пиар-проект "Грета Тунберг". Наверное, у них какие-то свои соображения. Скорее всего, не имеющие никакого отношения к защите природы.
Что касается самой Греты, то личность ее обсуждать, с одной стороны, не слишком этично ― она несовершеннолетняя и к тому же нездорова. Но с другой стороны, общественник, публичный человек подписывается на то, что его слова и действия будут обсуждать. И сам этот дабл-байнд: "Этот человек ведет общественную работу и пропагандирует свои идеи, но он болен, так что не смейте обсуждать, что и как он делает!" ― сам этот прием глубоко неэтичен и сам по себе уже вызывает омерзение.
Психическое расстройство не превращает человека в нелюдя и не лишает ответственности за свои поступки. Психически больной точно так же, как "нейротипичный", может быть умен или глуп, добр или зол, порядочен или не очень. У него есть особенности, вызванные болезнью, но суть его личности не в них.
И вот то, что Грета говорит, и те ее поступки, которые преподносятся как умилительные и достойные восхищения, ― к сожалению, добрых чувств не вызывают совсем. Ругать ее или издеваться над ней совершенно излишне; но это не тот человек, которому хочется верить или за ним идти.
Как-то так.