Приветствую на канале!
В последнее время авиапарк отечественных ВКС стремительно обновляется, и в ходе этих работ самым массовым самолётом стал истребитель Су-30СМ. Однако у экспертов были вопросы касаемо его возможностей на фоне модернизации авиапарка НАТО.
Сейчас же эти вопросы уже решены, так как наш Су-30СМ, начиная с 2020 года, сможет противостоять не только своим аналогам поколения 4++, но и даже «Рапторам» и многострадальному F-35. Со следующего года в войска пойдёт версия Су-30СМ1, а все уже имеющиеся самолёты будут модернизированы в ходе плановых работ. Ключевыми направлениями являются замена РЛС, элементов связи, а также двигателей. Ну а теперь по порядку. Су-30СМ1 получит такую же БРЛС, что стоит на Су-35С - «Ирбис». Этот радар видит американские невидимки на расстоянии до 240 километров, в зависимости от ситуации, что делает невозможным применение дальнобойных ракет AIM-120D с дальностью 180 км. Да и если «Раптор» включит свою РЛС, то с невидимостью можно попрощаться. Так вот, ранее возможностью противостоять невидимкам обладал лишь Су-35С и Су-57, а сейчас это сможет самый массовый истребитель ВКС.
БРЛС «Ирбис» обладает настолько продвинутыми возможностями, что она частично может заменить самолёты ДРЛОиУ. И тут постепенно открывается второе, не менее важное направление модернизации Су-30СМ - системы связи. Казалось бы, что тут такого? Но современная связь это не просто переговоры лётчиков - это ещё и передача данных в большом объёме. Например, Су-30СМ1 обнаруживает вражеский истребитель, а дальнобойных ракет у него уже нет, закончились. Так вот эти системы связи передают координаты в единое информационное поле, в котором действуют наши войска и стоящий неподалёку, например, С-400 сможет поразить цель не используя свои собственные радары. Недавно появилась новость о том, что ЗРК получит ракету, бьющую на дальность до 1000 километров - эта ЗУР будет наводиться преимущественно внешними источниками обнаружения целей, коими и сможет выступить Су-30СМ1. Стоит также отметить, что система ОСНОД, а именно так она официально называется, стоит на истребителе 5-го поколения Су-57.
Однако обмен данными может действовать в обе стороны. Вдруг Су-30СМ1 не сможет каким то чудом обнаружить вражескую невидимку - за него это сделают наземные РЛС. А потом просто пуск ракет с активным самонаведением по координатам и привет вражеской невидимке. А ведь в воздухе Су-30СМ1 будет находиться явно не один, их могут быть десятки. Это, в свою очередь, создаст сплошное радиолокационное поле, через которое пройти незамеченным просто невозможно. Помимо РЛС и систем связи самолёт получит двигатели как у Су-35 - на данный момент АЛ-41Ф1С считается эталоном, а техническая сложность не позволила его скопировать даже китайцам. И это ещё не всё - обновлённый самолёт получит множество других «плюшек», таких как новейшие подвесные системы обнаружения. Подобные могут применяться на Су-57. Что касается вооружения, то теперь он сможет применять дальнобойные ракеты Р-37М, которая летит почти 400 километров да ещё и на гиперзвуковой скорости. То есть, в случае работы НАТОвских невидимок с купе с АВАКСом, достаточно вывести его из строя подобной ракетой, а это уже вынудит "Стелсы" включить свои РЛС, что опять же сделает их видимыми.
В таком виде Су-30СМ сможет не только противостоять американским самолётам 5-го поколения, но и даже в чём то их обходить. По сути единственный параметр, в котором наша «Сушка» отстаёт - это малозаметность. Однако в эпоху стремительного развития РЛС это не столь важно, тем более на подходе радары нового типа РОФАР - они полностью нивелируют всю невидимость, делая «стелс-машины» пустой затратой денег.