Меня зовут Кирилл Козвонин, я профессиональный тренер и консультант, провожу тренинги и обучающие программы с 2001 года. Созданием и проведением обучающих программ для подростков я начал заниматься более 10 лет назад. В это время у выпускников моих тренингов подросли дети и вошли в переходный возраст. Возникла потребность в создании обучающей программы для подростков, которая помогла бы им и их родителям конструктивно, с меньшими потерями, и с большей пользой прожить время, называемое подростковым возрастом. Потребовалось углубиться в тему, перелопатить много книг и статей, посвященных этому этапу жизни. И вот, совместно с моей супругой, профессиональным психологом Юлией Козвониной, была создана обучающая программа для подростков, проведенная в 2007 году. С каждой проведенной программой накапливался практический опыт, собиралась обратная связь участников и их родителей, вырабатывались методики для самостоятельной работы после тренинга. Опыт и знания постепенно систематизировались, собирались сведения из исследований других специалистов. Обнаружились интересные закономерности и связи, позволяющие более полно и в объеме увидеть процессы, происходящие во время подросткового периода. В результате возникла система подходов и опыта, испытанная на своих собственных детях, система живая, гибкая, практическая, ориентированная на результаты. С того момента было проведено много программ, в разных городах, а несколько лет назад мы стали организовывать и проводить летние лагеря для подростков, параллельно с этим проводя индивидуальные консультации для родителей, а также вечера вопросов-ответов по теме подросткового возраста. По имеющейся обратной связи стало понятным, что выработанный нами подход обеспечивает повторяемость результатов, что несомненно говорит в пользу созданной методики. Вторым положительным результатом стал опыт других родителей, которые применили наши практики и упражнения, и получили результаты со своими детьми. Третьим моментом стал опыт использования самими подростками созданных нами практик, и что самое важное, передачей этих практик другим подросткам. Подростки начали обучать других подростков, передавая им знания и умения. Все это говорит, что созданные методики приносят результаты, просты в использовании, пригодны в большинстве случаев. Разумеется, никаких универсальных методов и способов не существует, но создать практическую для использования и работающую в 90 процентах случаев систему, несомненно, удалось. Постепенно вызрела идея создать цикл статей и видео курс для родителей подростков, в котором изложить накопленные методики и опыт. Особенность нашего подхода заключается в том, что в основе лежит реальный опыт и реальная практика ситуаций, а не оторванная от жизни «сухая» теория. И одновременно с этим, мы даем общие подходы и методологию, чем отличаемся от большинства «американских» книжек, сводящих все к постулатам и правильным советам. И как только реальная ситуация отличается от «правильной», тут же часть советов перестает работать и вместо пользы наносит реальный вред. Собственные истории жизни многих «гуру» тому яркое доказательство. И чтобы моя статья принесла вам практическую пользу прямо сегодня, выделю два подхода, которые на мой взгляд, помогают обрести определенную устойчивость родителям подростков. На первый взгляд они парадоксальны, даже в определенной мере противоречивы. Но именно парадоксальность позволяет нам перейти от плоской картины ситуации к объемной, а следовательно, быстрее найти решение. Итак, первое. Большинство проблем, связанных с подростковым возрастом, достаточно типичны. А это значит, как говорил Жеглов: «А это уже когда-нибудь и с кем-нибудь было. На этом наш брат и стоит». Поэтому, не стрессуйте лишнего! Своим напряжением и стрессом вы только себе портите жизнь и нервы, не приближаясь не решению вопроса. Конечно, в момент возникновения ситуации, мы погружены в нее и нам не до взгляда со стороны. И в этот момент именно осознание определенной типичности и стандартности ситуации позволит здраво и рационально посмотреть на нее. В противном случае, многие родители переживают, что у них «нерешаемая» проблема. Это совсем не так. Затем, второе. Вы и ваш ребенок уникальны. А это значит, что зная общие и верные подходы, вы сможете находить способы решения к каждой конкретной ситуации. Поэтому не стоит быстрее пытаться бездумно прикладывать к своему ребенку очередные стандартные шаблоны, этакие «способы Доктора Спока», а подумать о тех целях и результатах, к которым вы хотите прийти. И третье. Вашему ребенку также сложно дается этот этап его жизни. В большинстве случаев, он или она сами не до конца знают, чего они хотят. Поэтому важно, чтобы вы были вместе, а не в противостоянии. Чтобы ваш ребенок ощущал, что вы с ним на одной стороне, даже в момент самых горячих конфликтов. В последующих статьях я буду рассматривать подходы и конкретные практики, которые, как я надеюсь, помогут вам в родительском труде.
Желаю успеха на этом пути, с уважением Кирилл Козвонин