"Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею".( Псалм 90:11-12).
Основой для создания церковного учения об ангелах является написанная в конце V века апокрифическая книга, приписываемая Дионисию Ареопагиту, «О небесной иерархии»( лат. «De caelesti hierarchia»), более известная в редакции VI века, как «Ареопаги́тики» (Ареопагитический корпус – лат. Corpus Areopagiticum), хотя на самом деле, автор сборника богословских сочинений на греческом языке, так и не был установлен и тексты приписываются жившему в I веке н. э. ученику апостола Павла Дионисию Ареопагиту. Он суммировал то, что было накоплено до него, так как серафимы, херувимы, силы и ангелы упоминаются уже в Ветхом завете, а в Новом завете появляются господства, начала, престолы, власти и архангелы. Не входят в 9 чинов ангельских КОЛЁСА (Офаним) и ЖИВОТНЫЕ (Хайют).
Согласно данной книге, иерархия ангелов, названная ликами или хорами , располагаются в следующем порядке:
ПЕРВЫЙ ЛИК- Ближайший к Богу
По средневековому мистику Яну ван Руйсброку, три чина серафимов, херувимов и престолов никогда не принимают участия в человеческих конфликтах, но находятся с нами, когда мы мирно созерцаем Бога и испытываем постоянную любовь наших сердцах. Они, как считается, и порождают в людях божественную любовь.
1 СЕРАФИМЫ— шестикрылые ангелы. «Пламенеющие», «Огненные». Они пламенеют любовью к Богу и многих побуждают к ней. Серафимы - это "волшебные духи", обычно изображаемые с шестью крыльями и в языках пламени; они неустанно воспевают Бога и управляют небесами, под предводительством Уриила. Они считаются Ангелами Любви, Света и Огня,занимая самое высокое положение в иерархии чинов и служат Богу, заботясь о Его престоле.
2 ХЕРУВИМЫ— четырёхкрылые и четырёхликие ангелы. Их имя значит: излияние премудрости, просвещение. Этот лик ( хор) имеет силу знать и созерцать Бога и способность понять и передать другим Божественное знание. Херувимы - изображаются с многоглазыми петушиными перьями, что символизирует их вездесущность и возглавляются Джофиилом.
Херувимы занимают вторую ступень в иерархии Ангелов, само слово "херувим" заимствовано из акадийского языка и означает "тот, кто молится" или "тот, кто ходатайствует". Художники древней Ассирии изображали херувимов с крупными телами - сфинксов, орлов и других животных с лицами львов или людей. Их изображения помещались у входа в храм, чтобы защищать или оберегать его. Херувимы выполняют функцию стражей, а также они известны как хранители записей, демонстрирующие свою любовь к знанию и мудрости, и помогающие выполнять волю Божью. Интересно, что в процессе загадочных преобразований, чудовища, охранявшие вход в древние храмы, превратились в наши дни в маленьких пухлых херувимчиков, изображаемых на рождественских открытках.
3 ПРЕСТОЛЫ — на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой. "Престолы", или "многоглазые", указывает на их близость к трону Бога. Это самый близкий к Богу чин: и свое божественное совершенство, и сознание они получают непосредственно от Него, представляются как огненные колеса, символизирующие Божественное величие; Предводитель -Джафкиил.
Престолы являются третьим рангом в иерархии Ангелов. Это Ангелы справедливости, и именно в их обязанности входит исполнять решения Божьи. По Дионисию Арипагиту- "Бог свершает над нами справедливый суд", - имея в виду престолы. Это самые необычные по облику Ангелы, поскольку их изображают в виде огненных колес, по описаниям у Илии, которого взял на небо огненный смерч, и у Еноха, который описывает этих Ангелов как "раскаленные угли".
****
ВТОРОЙ ЛИК - Состоит из священников-князей небесного двора
4 ГОСПОДСТВА — наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения. Господства наделены достаточной силой, чтобы подняться над земными желаниями и стремлениями и освободиться от них. Еще одна из обязанность - распределять обязанности Ангелов. Господства - несут скипетр и шпагу, символизируя Божественную власть над всеми созданиями; Их предводитель - Задкиил.
Господства - это первый чин существ, которым дана свободная воля, чтобы обеспечивать ежедневное функционирование Вселенной. Считается, что этот чин "управляет" Ангелами, которые постоянно славят Бога, а также, считается, что через них проистекает милость Божья, и поэтому господства иногда называют "путями милости". По еврейским преданиям, успех или поражение народов определяется соответствующими Ангелами-хранителями, а Господства - это хор, из которого происходят Ангелы, "господствующие" над целыми странами.
5 СИЛЫ — творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим. "Силы" предполагают твердость и непоколебимую отвагу во всех деяниях. Известные как "сияющие", или "сверкающие", силы ассоциируются с героическими поступками, их предводитель - Ханиил.
Силы, ангелы, чудес, помощи, благословения, которые появляются во время сражений во имя веры. Считается, что Давид получил поддержку Сил на битву с Голиафом, а также от которых, Авраам получил силу, когда Бог велел ему принести в жертву своего единственного сына - Исаака. Основные обязанности этих Ангелов - творить чудеса на Земле. Им позволено вмешиваться во все что касается физических законов на земле, но они также ответственны и за соблюдение этих законов. Этим чином, пятым в схеме Дионисия, человечеству дана доблесть так же, как и милость.
6 ВЛАСТИ — имеют власть укрощать силу дьявола. Власти находятся на том же уровне, что господства и силы, и наделены властью и разумом, уступающим только Божьим. Они обеспечивают равновесие вселенной, мешая падшим Ангелам завладеть миром, их предводитель - Рафаил. Они занимают особое место в иерархии, благодаря тому, что именно их Бог создал первыми, Власти защищают мир от захвата демонами. Они обитают, как считается, между первым и вторым небесами и патрулируют его, чтобы не допустить "дьявольского просачивания", защищают наши души и действуют как помощники Божьи, противостоя злу. Власти вмешиваются всякий раз, когда начинается борьба добра со злом. "Всякая душа да будет покорна высшим властям", - сказано в Послании к римлянам (13:1). После смерти, Власти помогают нам перейти в мир иной.
ТРЕТИЙ ЛИК- Состоит из Ангелов-служителей
7 НАЧАЛЬСТВА (Начала)— им поручено управлять Вселенной и стихиями природы. Начала - защитники князей второго порядка; Ангелы-хранители городов, народов и правителей; предводитель - Камаил.
Начала - это легионы Ангелов, защищающих религию. Они составляют седьмой хор в иерархии Дионисия, следующий непосредственно перед Архангелами. Начала придают силу народам Земли, чтобы отыскать и пережить свою судьбу. Дионисий утверждал, что этот хор "наблюдал за людскими вождями". Считается также, что они являются хранителями народов мира.
Среди тех, кого считают "главными" в этом чине, - Нисрок, ассирийское Божество, которое оккультные писания считают главным князем - демоном ада, и Анаил - один из семи Ангелов созидания.
8 АРХАНГЕЛЫ (начальники ангелов), — учители небесные, учат людей, как поступать в жизни. Архангелы - несут людям послания Бога и командуют легионом Божьих Ангелов в непрестанной битве с "сынами тьмы", их предводитель - Михаил.
В зависимости от литературного источника, их количество может состоять из четырех, шести, семи или восьми Ангелов. По Дионисию, Архангелы являются "посланниками, несущими Божественные предписания". В произведениях искусства Архангелов обычно изображают с более крупными крыльями и со множеством глаз. Из всех Архангелов чаще всего упоминаются Рафаил, Гавриил и Михаил.
9 АНГЕЛЫ— наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Именно они выполняют роль хранителей и посланников, а во главе их стоит Михаил, царь еврейского народа, который ведет всех Ангелов в их миссии хранителей народов. Согласно Дионисию, Бог создал границы стран по количеству Ангелов.
Сами, Ангелы, представляют низший чин иерархии, который общается непосредственно с людьми. Так как слово "ангел" образовалось от греческого "ангелос", - "посланник", то их основная задача, передача посланий от Бога к человеку.
В западных религиозных течениях ангелы считаются исключительно милосердными созданиями, которым противостоят демоны. В средние века, по Кабалле, число ангелов, обитающих вблизи земного царства, достигало около 301 655 722 сущностей, из которых выделились существа, известные как Ангелы-хранители, в задачу которых входило опекать и охранять вверенных их заботам людей. Так по Талмуду, при рождении каждому еврею дается одиннадцать тысяч Ангелов- хранителей, а по христианским понятиям, каждому человеку при рождении дается два Ангела: "один для правой руки, вдохновляющий на добрые дела, и один для левой, подталкивающий ко злу".
Помимо Дионисия Арипагита, некоторые мыслители средневекового периода, имели свои схемы иерархии ангельских чинов. Так у Олигьери Данте в "Божественной комедии", архангелы на ступень выше начал, а в "Зогаре" иерархия ангелов состояла в следующем нисходящем порядке:
Малахим
Ерелим
Серафим
Хейот
Офаним
Хамшалим
Елим
Елохим
Бене Елохим
Ишим
Выдающийся ученый и философ Рудольф Штайнер (1861-1925 гг.), развил теософские учения о дивах, или Ангелах, в одну из наиболее сложных систем в оккультной литературе. Он рассматривал человечество как микрокосм внутри макрокосма Вселенной, чьи секреты могут быть открыты путём исследования "акашических записей", своего рода библиотеки в нефизической сфере. Штайнер утверждал, что многое из того, чему он учит, было получено прямо из этих записей. Согласно его интерпретации человеческой эволюции, оно утратило свои первоначальные духовные и сверхчувствительные способности при нисхождении к "материальной плоскости". Он разработал свои собственные идеи реинкарнации и кармы, согласно которым некоторые духи, или в контекстехристианства- ангелы, существующие в высших "плоскостях", постоянно взаимодействуют с человеческими созданиями и поощряют их продвижение к духовному самоосознанию, тогда как другие "демоны", являющиеся воплощениями зла, хотят, чтобы люди сохранили привязанность к материальному миру.
За основу Рудольф Штайнер взял традиционную иерархию чинов, изложенную Дионисием Ареопагитом, и адаптировал её к свей теософской схеме.У него также ангелы делятся на девять чинов, сгруппированных в три иерархии(иера́рхия от др.-греч. «священный» и «правление») — порядок подчиненности низших звеньев к высшим), распределены следующим образом:
Первая иерархия:
Духи Любви
Духи Гармонии
Духи Воли
***
Вторая иерархия:
Духи Мудрости
Духи Движения
Духи Формы
***
Третья иерархия:
Духи Личности или Времени
Духи Огня
Сыновья Жизни или Сумерек
По схеме предложенной Штайнером, ангельские существа первого уровня простирают свою субстанцию во Вселенную, чтобы создать основу упорядоченного космоса или другими словами, отвечают за преобразование духовного света в твёрдое вещество данной реальности.
Вторая иерархия тоже участвует в создании космоса, формируя вещество, создаваемое первой иерархией в распознаваемые формы нашего мира. Хотя ни одна из этих задач не является "ангельской" в традиционном смысле, но они хорошо согласуются с теософским учением, изображающим див непосредственно отвечающими за создание форм.
В третьей иерархии, духи занимаются развитием и пробуждением человечества. Хотя не все Ангелы работают непосредственно с человеческими существами, за каждого человека отвечает определённый Ангел, которого традиционно принято называть Ангелом-хранителем, но в отличие, от классических Ангелов-хранителей, Ангелы Штайнера в основном заботятся о духовном росте личности. Они пытаются направлять мысли, настроение, интуицию и вдохновение человека для духовного развития. Штайнер учит, что мы можем помочь нашим Ангелам-хранителям выполнить их задачу, если будем думать о них и их наставлениях. Эту мысль поддерживали как некоторые средневековые авторы, так и ряд современных мистиков.
Одна из наиболее оригинальных идей Рудольфа Штайнера заключается в том, что по его учению, есть Ангелы, которые руководят сообществом, то есть, каждая группа людей, от семьи до больших профессиональных ассоциаций, имеет своего "внутреннего Ангела", объединяющего сознание её членов. Такая мысль была характерной чертой для многих традиций и многих направлений самосовершенствования. Как считалось, каждый народ, каждая традиция, каждая Школа, или каждое направление, имеют своего покровителя, или своё Божество, обладающее определёнными качествами, занимающее определённое место в в Высшей Иерархии, а также выполняющее определённые задачи. Кроме того, каждая профессия и каждое занятие тоже имели своего покровителя, который почитался, даже если и не придавали ему такого мистического значения, которое имелось в виду в прошлом. Штайнер также утверждает, что некоторые Ангелы вышли за рамки духовной эволюции, чтобы играть роль соперников, создающих препятствия на пути развивающегося человечества, по его учению " падшие" Ангелы являются либо ахриманическими- слишком тёмными, либо люциферическими- слишком светлыми.
Хотя работа с человечеством в целом начинается на уровне начал, эти духи обладают различными качествами семи особых Архангелов, занятых развитием человечества. По Штайнеру, Михаил принял должность от Гавриила в 1879 г. и будет движущей силой развития человечества до конца 2-го века следующего тысячелетия. Задачей Михаила во время этого цикла является освобождение человечества от сверхматериальной культуры, которая развивалась в течение многих веков, и свою собственную миссию Штайнер видел в поддержке целей Михаила.