Найти тему
ZEST

Новая игра от Мэддисона. Личное мнение о проекте

Конец сентября отметился хоть и маломальским, но все же пополнением скромного содержимого копилки достижений российских игроделов. Долгие годы являюсь частичкой глобального сообщества поклонников компьютерных игр. И давно обескуражен недоразвитостью отечественного игропрома, который не может предложить практически НИЧЕГО, что вызвало бы неподдельный интерес и гордость за отчизну. Поэтому всегда не без надежды знакомлюсь с новыми проектами, вышедшими из-под пера наших разработчиков.

И вот увидела свет «CHERNOBYL: The Untold Story» - игра от студии «Mehsoft», где в кресле идейно-художественного руководителя восседает популярный в геймерских кругах стример, блогер Илья Мэддисон.

Содержание игры зиждется на трагических событиях, происшедших после катастрофы в Чернобыле, когда взорвалась атомная станция. Будучи хорошо знакомым с деятельностью Ильи, считая его человеком далеко не глупым, даже достаточно хитрым, смею предположить, что тема нового проекта выбрана не случайно. Это банальный маркетинговый ход.

Совсем недавно отгремел на весь мир, подняв колоссальную волну признания, американский сериал «Чернобыль». Телепроект вызвал бурю свежего интереса к печальному инциденту у миллионов людей со всех уголков планеты. Сия тематика сгенерировала чудовищный «хайп» (пристальное массовое внимание), не остывший до сих пор. Скорее всего, «хайп» и послужил мотивом создать подобную игру с расчетом на активные продажи и за границей. Это касается и дико популярных везде «зомби» - также присутствуют в игре, борьба с ними занимает львиную долю игрового процесса.

Кадр из нашумевшего сериала Chernobyl (2019) от HBO
Кадр из нашумевшего сериала Chernobyl (2019) от HBO

Итак, творцы из «Mehsoft» применили в своем проекте, как минимум, две чрезвычайно модные нынче темы. Попахивает желанием сорвать куш, пригвоздив внимание масс к топовым оберткам элементов игры. Маркетинг есть маркетинг – почему бы и нет? Да, только если еще видны старания над качеством продукта, чувствуется вложенная «душа». В противном случае, игра ничего не заслужит, кроме грустной усмешки, глубокого разочарования и полной утраты доверия к создателям.

Суть геймплея «CHERNOBYL: The Untold Story» состоит в скитаниях от лица безликого ликвидатора последствий аварии по окрестностям радиоактивной Припяти. Ощутимо раздражает медленный, размеренный шаг главного героя. Режим «бега» отсутствует – то ли из-за ограниченных возможностей игрового «движка», то ли это замысел авторов, несущий какую-либо тайную функцию. Например, искусственно растянуть продолжительность достаточно короткой по длительности игры, дабы избежать последующих покупательских нападок по этому поводу.

Персонаж посещает разного рода муниципальные объекты городка и «зачищает» их от толпы мутировавших под воздействием радиации людей, в итоге превратившихся…в кого? Правильно, по сути, в тех самых ЗОМБИ, о которых я упоминал. Каждая категория нежити соответствует функциональной принадлежности здания, где они обитают. В больничном комплексе – неадекватные медсестры, пуляющие в героя грязные шприцы. Отделение милиции кишит сумасшедшими, вооруженными ножами зеками, и служителями закона с сорванной «крышей», применяющими против вас табельное оружие.

Перестрелка в милицейском участке
Перестрелка в милицейском участке

Отстрел агрессивных человеко-подобных мишеней ведется от первого лица в зафиксированной намертво позиции. Истребление оппонентов происходит путем ерзания прицела по экрану. Давно я не притрагивался к подобному «тиру», больше вспоминается пресловутая охота на уток (Duck Hunt) в 8-битном формате, надоедавшая спустя минут пять. Здешний однообразный «тир» не только наскучивает сразу, но еще и не слабо бесит. Даже в щадящем режиме одолеть всех на локации чрезвычайно сложно. Попытка за попыткой чередуются бесконечно. Непонятно, к чему такие решения геймдизайнеров. Или опять же, чтобы растянуть время геймплея? Вполне вероятно. Я понимаю - ЧЕЛЛЕНДЖ. Но для него в играх отдельно создаются усложненные версии, куда все жаждущие острых ощущений и отправляются.

Ну-у-у-дные перемещения от здания к зданию перемежаются исследованием местности. Наткнувшись, например, на советский автобус, через голос диктора мы получаем порцию, в основном, негативной информации об объекте. Как люди мучились в поездке на таком транспорте. В салоне вечно воняло бензином, место у печки выступало в роли раздражающей сауны, неудобные сиденья и т.п. Не скажу, что критика всегда не справедливая, но общая атмосфера антисоветчины, которой насквозь пронизана игра, лично у меня вызвала неприязнь.

Очередное откровение о том, как плохо жилось в СССР
Очередное откровение о том, как плохо жилось в СССР

Например, вставки о нюансах советской жизни в ТВ-передаче «Следствие вели…» отличаются тем, что Каневский критику чередует с добрыми, забавными и также узнаваемыми моментами из эпохи СССР. Соблюдается адекватный негативно-позитивный баланс, приемлемый для восприятия. В «CHERNOBYL: The Untold Story» - сплошной «мрак», «обреченность». Даже режим работы тогдашних больниц чуть ли не сравнивают с концлагерем, что явный перебор. Я вспомнил, что «антисоветчина» сегодня тоже популярна, и тут мы прям носом натыкаемся в игре на «хайп» №3.

Все знакомые с интернет-творчеством Ильи, поймут, что налицо попытки Мэддисона создать эдакий инди-fallout в сеттинге советского Чернобыля. Первые части «Fallout» обожались блогером в юности, и след этой страсти наложился на новинку.

Единственное, что меня, как давнего поклонника Мэддисона, порадовало в игре – это отсылки к ранним, дико популярным обзорам игр от Мэда. К примеру, финал игры знаменуется битвами с БОСС-ВЕРТОЛЕТами, что набивали оскомину практически во всех шутерах тех лет, и часто высмеивались Ильей.

Финальная бойня с БОСС-ВЕРТОЛЕТОМ
Финальная бойня с БОСС-ВЕРТОЛЕТОМ

Собрав достаточно данных, подвожу невеселый итог. Итак, игра слаба по всем статьям – унылый геймплей, состоящий из странных геймдизайнерских решений, на фоне слабой, как в техническом плане, так и стилистическом, графике, пускай и ностальгически пиксельной. Переперченость проекта ненавистью к Советскому Союзу вызывает отторжение. Запишу в плюсы наличие разносортных отсылок к ранней деятельности Мэддисона, как игрового обозревателя. Но плюс очень дохленький, потому что актуален лишь для подписчиков Ильи, а не для широкой аудитории. Озвучке и подходяще гнетущему атмосферному музыкальному фону тоже ставлю заслуженный «лайк».

По мне, это на скорую руку, на коленке сверстанная мало чем привлекательная игра. Нацеленная «тупо срубить бабло» на хайповых сейчас темах. Оправдания за счет маленького бюджета не годятся: есть старания, увлеченность – будет и радужный результат. Примеров накоплено достаточно.

Возможно, я глубоко заблуждаюсь, и игра в действительности великолепная, на 10 из 10-ти. Если честно – ошибаться был бы рад.

Дорогие читатели, пожалуйста, поддержите канал - поставьте лайк и при желании подпишитесь. Всем спасибо за внимание.