Когда я вспоминаю этот случай, то сразу вспоминаю, как мы тогда жили. Вспоминаются слова из песни Высоцкого: «зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей. А также в области балета мы впереди планеты всей». А ещё вспоминается рекламный слоган: советские микросхемы – самые удобные в мире, так как имеют две ручки для переноски и весят не больше 16 кг.
В общем, прилетели мы в Джидду, привезли паломников и стоим на стоянке, ждём пассажиров на обратный рейс. Оказалось, что ждать ещё часа три, где-то задержались автобусы с нашими паломниками.
А на перроне жара за сорок. Сидим в салоне, тут хоть кондиционер работает, более-менее комфортно. Вдруг полицейский, стоящий на трапе, зовёт кого-нибудь из экипажа.
Оказалось, что инженер из местного персонала хочет посмотреть кабину экипажа. Мы, как гостеприимные хозяева, конечно, пригласили его на борт.
Это оказался американец из Техаса, инженер по авионике (радиоэлектронное оборудование), обслуживающий Боинги местной авиакомпании. Зовут его Джордж, ему сорок лет и у него контракт на пять лет. Отработал два года, осталось три. Но он уже очумел от азиатов и местной жизни. Так что пообщаться, как он заявил – с нормальными людьми, для него удовольствие. А уж посмотреть советский ТУ-154 ему вдвойне интересно.
Пошли мы с ним в кабину. Усадил я его в командирское кресло. Джордж с интересом оглядел приборные доски и спросил: «а где же навигационное оборудование?»
Я конечно понимаю, почему он такой странный вопрос задал, как-будто мы как Чкалов на АНТ-25 прилетели.
Уже в те годы на Боингах стояли компьютеры и автоматизированные системы управления полётом (flight managment system). Так что компьютер делал все расчёты вместо штурмана и экипаж был два, максимум три человека.
А на Ту-154 вместо дорогого компьютера для навигации есть штурман, который всё посчитает, определит место самолёта и так далее. В общем, отдельные приборы есть, а комплекса нет.
Но что-то достойное ответить надо…
И я с умным видом стал показывать и рассказывать: вот курсовая система, вот дальномеры, а это указатели скорости и высоты.
На моё выступление Джордж заявил, что он инженер по авионике, а не идиот, и всё это видит.
Но где же навигационный комплекс, т.е. flight manager system выдающая информацию о местонахождении самолёта и управляющая полётом?
Или это страшная военная тайна, и это нельзя показать?
Ух, какой настырный, обидеть хочет.
И тут я широким жестом показал на гордость советских инженеров – НВУ-52 (навигационный вычислитель, 1952 года разработки, весом за сто кило).
В течение нескольких минут Джордж внимательно рассматривал пульт НВУ, после чего заявил: знаю, знаю эту штуку, с её помощью пилоты «летающих крепостей» бомбили Берлин.
Я показал ему – о’кей, отличный прибор, до сих пор работает! Мы с ним посмеялись, после чего я вытащил НЛ-10 (навигационная линейка) и заявил, что вместо всех этих систем сижу я – штурман, и веду навигацию с помощью вот этой линейки…
Джордж внимательно посмотрел на меня и спросил: ты что, такой умный?..
Я скромно развёл руками. Ну да.
Джордж торжественно пожал мне руку, и мы опять расхохотались.
После чего разговор перешёл на более интересные темы, как тяжело жить в Саудии - потому что не с кем выпить, да и нечего. Да и с женским обществом тут вообще никак. И ни одна американка не захотела выходить за него замуж, так как не хотят ехать в Саудовскую Аравию на пять лет. Была невеста, но ушла, услышав про такую бизнес командировку.
Мы ещё посидели в салоне, попили кофейку, поболтали. Тут и пассажиров привезли.
Уходя, Джордж показал мне на голову и попросил беречь мою “navigation system” – самый сложный прибор на нашем самолёте, и мы оба опять рассмеялись.
В общем, у нас, у русских, самое главное – это голова!