Дом кузнеца у Покровских Ворот в Пскове.
Когда-то я здесь была частой гостьей.
Здание из красного кирпича было почти неотапливаемым.
Знакомая семья кузнеца с двумя детьми проживала в двух комнатках с печным отоплением.
Здесь же был музей кузнечного искусства, содержавший работы известного псковского реставратора Всеволода Смирнова.
В его активе не только кованые знамёна над башнями, но и сама идея, и руководство реставрации Покровского комплекса. Этой работе огромное значение придавал другой известный знаток псковской истории и архитектуры Савва Ямщиков.
Теперь Жар-птицу с фото можно увидеть на втором этаже в ретро- лавке Крома.
В разное время у властей были разные планы на дом кузнеца. К сожалению, музей Всеволода Смирнова здесь пока не открыли.
Зато улицу переименовали в честь Воеводы Шуйского.
Именно здесь, при осаде Пскова Стефаном Баторием в 1581 г. Иван Шуйский лично руководил героической обороной.
После снятия осады ещё два года воеводствовал в Пскове, затем переехал в Москву и был введён Иваном Грозным в состав регентского совета, образованного для ведения дел при слабоумном наследнике — Фёдоре Ивановиче.
Иван Петрович враждовал с Борисом Годуновым в годы правления Фёдора Ивановича. В 1586 году Шуйские с помощью митрополита Дионисия пытались развести царя Фёдора с Ириной Годуновой, но их попытка оказалась неудачной, в результате чего Борис Годунов удержался у власти, а Дионисий лишился статуса митрополита.
Годунов с провокационной целью поручил Ивану Петровичу судить местническое дело печатника Алферьева с Ф. Л. Лошаковым-Колычёвым, а затем обвинил Шуйского в том, что тот судил в пользу своего близкого Колычёва, и сослал в Кирилло-Белозерский монастырь.
Там 16 ноября 1588(?) года насильственно принуждённый принять схиму Шуйский неожиданно умер в своей келье при таинственных обстоятельствах от угарного газа.
В 1995 году был пожар. Крыша Покровской башни сгорела. И была восстановлена спустя много лет.
За это время много политиков успело попиариться за счёт памятника истории и надавать обещаний.
Много построек вокруг было возведено с нарушениями градостроительных правил и культурного слоя.
Невероятные легенды ходят в народе о подземельях под башней. Впрочем, еще в детстве я слышала нечто подобное о Гремячей башне, восприняв эти мифы, как детские страшилки.
В любом случае, неприкосновенность русской истории, исторических реликвий, находок, повествующих о быте и победах наших предков в большой опасности.
Башни и стены можно отстроить заново. Как и произошло после освобождения Пскова от фашистов и Великой Победы СССР.
Но гораздо важнее в облике исторического города сохранить приоритеты, на которые обращали внимание известнейшие историки и реставраторы. Начиная со Спегальского.
Блокадной зимой 1942—1943 гг. он создает блистательную серию рисунков «По Пскову XVII века», где научная реконструкция памятников сочетается с мастерством тонкого графика. Работа эта была представлена на выставке 1944 года и вызвала восхищение специалистов. Уже тогда Спегальский обдумывает концепцию архитектурного заповедника, которую он впоследствии применит при научном восстановлении Пскова. Отчасти применению концепции Спегальского послевоенный Псков обязан своей красотой и цельностью, своему самобытному облику.
https://anashina.com/spegalskij-po-pskovu-xvii-veka/
Архитектор Людмила Савельева: "…Если помните, Карамзин говорил, что здесь «Псков спас Россию от величайшей опасности» и что «память сей важной заслуги не изгладится из нашей истории, доколе мы не утратили любви к Отечеству».