Joker, 2019
Страшнейшее кино о том, что путь в бездну безумия гораздо приятнее и веселее, чем любые попытки вписать себя в общество
Артур Флек живет со своей мамой и очень надеется однажды стать стендап комиком. Однако, есть и другой вариант карьерного развития - плюнуть на все и сойти с ума
В эпоху, когда фраза «мрачно и реалистично» давно растеряла какую либо мощь, Филлипс с Фениксом, кажется, сняли ровно это - суровую и приземлённую вариацию на тему ориджина суперзлодея.
Велика вероятность, что через много-много лет от воспоминаний о жанре останется в основном «Джокер» - ему под силу полностью сформировать под себя весь нынешний климат кинокомикса, как когда-то «Таксист» смог собрать в себе эпоху и кинематограф неспокойных 70х
В Штатах, само собой, фильму Филлипса уготована судьба дебошира и девианта: слишком уж много параллелей можно провести с нынешней Америкой и ее президентом (Томас Уэйн вроде бы совсем на втором плане, однако его метафорическую роль в сюжете сложно недооценить - включая трагическую судьбу). Кино ещё не вышло, а студия уже сыпет заявлениями на тему, что искусство не может провоцировать насилие - настолько провокационным может показаться для американского зрителя происходящее на экране.
Для остальных «Джокер» - это фильм о страхе выбора между обществом и самим собой, о том, что иногда ответом на происходящее вокруг могут быть только безумие и старое-доброе ультранасилие.
Филлипс и его главная звезда создают одного из самых мрачных персонажей: Артур страдает не только от отсутствия адаптации к социуму (этого хватило бы разве что на фильм Вуди Аллена), но и настоящим диагностированным сумасшествием - последнее настолько хорошо передано, что на сеансе не сложно было ему поддаться.
Феникс дежурно великолепен. Можно проводить параллели и с упомянутым «Таксистом», и с совсем недавним «Тебя никогда здесь не было», но шансы на попадание в пантеон культовых кинозлодеев (да и просто культовых ролей) близки к 100% - актера за персонажем не видно совсем, да и развитие прописано и сыграно так, что за героя переживаешь все 2 часа, независимо от его действий.
Смелость «Джокера» заключается в том, что он совсем лишён признаков жанра, к которому условно принадлежит за счёт исходного материала.
Филлипс и Ко. используют этот исходный материал не ради перенесения его на большой экран, а как строительные блоки для интересующего их сюжета - камерной драмы о безумном-безумном мире и о том, как в этом мире жить и как на него реагировать. Нет сцен после титров или задела на восемьдесят два сиквела - только выложившаяся по максимуму съемочная группа (даже давно заскучавший Роберт ДеНиро в «Джокере» неожиданно хорош) и мрачная история о бездне, в которую нельзя долго смотреть без последствий для себя.
Если «Логан» в своё время показал, что кинокомикс может быть успешным упражнением в жанре, то «Джокер» раздвинул рамки ещё сильнее - кинокомикс может быть самостоятельным фильмом, которому не нужны бесконечные послесловия или отсылки (хотя косплей на год вперёд уже определился с лидером, скорее всего).
И это дико круто, и это заслуживает места в истории. Где «Джокер», собственно, уже прочно поселился.
В прокате - с 3 октября
Смотреть, естественно, только в оригинале
https://t.me/cinema_boogaloo/3349