Часть 4. Потерянные месяцы
Особенность схемы "летающее крыло" в том, что даже небольшое изменение отдельных узлов может привести к полной перекомпоновке машины и даже изменению всей конструкции.
Так было и на этот раз. Замена двигателей BMW-003 на Jumo-004 повлекла изменение относительной высоты профиля крыла, расширение центроплана и необходимость в загрузке 232 кг свинцового балласта. Более толстый профиль крыла уменьшил критическое число Маха до 0,75 (значит, и расчетную скорость). Пришлось перекомпоновать баки, шасси, оружейный отсек и т.д.
В целом подобный подход был характерен для Хортенов. Они обычно определяли общий дизайн конструкции, а после начинали компоновать отдельные узлы "по месту", часто на уже готовом каркасе машины. Подобную работу профессиональные инженеры свысока оценивали как "любительство", и определенная доля правды в этом имелась.
Самолет H IX V2, который должен был подняться в воздух 1 июня 1944 года на собственной тяге, встретил этот день в виде металлического каркаса в одной из мастерских Kommando IX. Майские налеты союзников на аэродром Геттингена побудили немцев рассредоточить материалы и оборудование Хортенов на большой территории, что сильно затормозило работу. Видимо, прав был Мильх, который изначально очень скептически оценивал возможность крупносерийного производства H IX – весь его опыт говорил о том, что путь от проекта до заводского конвейера проходит не менее четырех лет… Но летом 1944 Мильх впал в немилость, когда осмелился критиковать требование Гитлера переделать реактивный истребитель Me 262 в скоростной бомбардировщик.
Помощь пришла с самой неожиданной стороны. После начавшейся 6 июня 1944 года высадки союзных войск в Нормандии, проектом Хортена вдруг заинтересовавлись в СС. Гиммлер, забиравший все большую власть в Германии, всерьез подумывал о создании собственных воздушних сил - SS-Flieger, для которых ему были нужны "самолеты тотальной войны". В число последних попал и проект Хортенов – он требовал относительно небольших ресурсов при производстве, и обещал высокую эффективность.
После встречи руководства Рейхсминистерства авиации с представителями СС, последовал приказ о максимальном ускорении производства установочной серии из 10 H IX. 30 эсэсовцев из Ораниенбургского отряда СС были подчинены Вальтеру Хортену, и оставались с Horten Kommando до самого конца войны.
Заказ был размещен на нескольких предприятиях, одним из которых была Gothaer Waggonfabrik, причем окончательную сборку предполагалось производить именно в Готе. Эта компания ранее производила транспортные самолеты и планеры (например, DFS 230 и Go 242/244), и хорошо подходила для сборки H IX, но известность она получила в первую очередь благодаря гигантским бомбардировщикам-бипланам эпохи Первой мировой войны, сеявшим ужас по ту смторону Ла-Манша. Увы, 20 июля 1944 года гигантские бомбардировщики – теперь уже союзников – разнесли завод Гота в прах. Уцелевшее оборудование распределили по нескольким мелким производственным точкам, именно они и должны были отныне стать местом производства реактивных "летающих крыльев".
Пока в Геттингене шло строительство переделанного H IX V2, инженеры "Готы" трудились совместно с представителями Хортенов над развертыванием производства серийной версии этого самолета, получившей шифр "8-229" (а в более поздней документации - Go-229).
Изучив проект Horten Kommando, на "Готе" решили, что он… никуда не годится, ну, или, как минимум, нуждается в серьезной доработке. Они сходу забраковали пружинное катапультное кресло Хортенов, как неспособное работать на больших скоростях (оно обеспечивало ускорение лишь в 3G), и заменили его катапультным креслом Дорнье. Для сокращения пробега был внедрен тормозной парашют. Летчика предложили одеть в гермокостюм, но для такого оборудования кабина оказалась слишком тесной. Опробовав посадку в костюме, от него отказались. Внедрение этих и других инженерных идей затягивало и без того затянувшееся строительство реактивного "летающего крыла".
На самом деле, инженеры "Готы" неприязненно относились к "выскочкам" Хортенам, и вынашивали идею заменить их проект собственным (Gotha P.60) , который они благоразумно назвали "развитием" H IX. В реальности, конечно, это была совершенно другая машина, в чем-то более совершенная, чем проект Хортенов.
В отличие от почти совершенного "летающего крыла" братьев, имевшего большое удлинение и высокое аэродинамическое качество, проект P.60 рассчитывался на более высокие скорости, а потому имел бОльший угол стреловидности. Это, конечно, должно было привести к росту взлетной и посадочной скорости, что влекло за собой усиление шасси. Двигатели, для упрощения доступа к ним, монтировались снаружи, один выше, другой ниже крыла, вдоль осевой линии; это решало проблему неконтролируемого вращения в случае выхода из строя одного из моторов. Еще одно отступление от концепции "чистого крыла" – небольшие вертикальные "плавники", которые должны были парировать склонность самолетов подобной схемы к скольжению в вираже.
Проект P.60 предусматривал серьезную механизацию крыла, что позволило бы уменьшить посадочную скорость до 150 км/ч, но подобные изыски уже плохо подходили для рушащейся промышленности рейха, и в более поздних вариантах проекта от них отказались. На машине предусматривалась установка радара. Главная же изюминка "Готы" – компоновка кабины. Пилота и штурмана предполагалось разместить… лежа, для уменьшения лобового сопротивления. Это особенно забавно, если учесть, что у самолета должна была быть истребительная модификация. О необходимости обеспечения кругового обзора в такой компоновке инженеры как-то не задумались…
Так или иначе, интриги "готов" серьезно затормозили постройку первого экземпляра H IX на реактивной тяге. Кроме того, Реймар Хортен, всегда тяготевший к мирной технике, значительную часть времени посвящал другим своим проектам. Не способствовала быстрейшему запуску в серию Go-229 и вынужденная территориальная разобщенность предприятий Хортенов. Первый "реактивный" полет H IX V2 состоялся лишь в январе 1945-го…
Часть I. Самолет без фюзеляжа и хвоста
Часть II. Нюрфлюгели братьев Хортен
Часть III. H IX - бомбардировщик возмездия
Часть IV. Самолеты тотальной войны
Часть V. "Итальянская забастовка" Kommando IX
Часть VI. Самый странный самолет Люфтваффе