Найти тему
Уральский следопыт 🌲uralstalker

Страдивари и российские дрова

В феврале 2015 года в Екатеринбурге умер последний скрипичный мастер нашего города Фомин Александр Георгиевич. Он изготавливал скрипки и альты, научившись этому искусству у А. С. Кылосова и Р.Г. Викснина. С ним ушла в небытие школа уральских скрипичных мастеров, что зародилась в 30-е годы XX века в Свердловске. Начиналась она с подвижничества Андрея Семеновича Кылосова, ставшего первым скрипичным мастером Уральской консерватории и первым профессиональным скрипичным мастером в истории Урала.

Благодаря А.С. Кылосову и его дружбе с Е. Ф. Витачеком (хранителем Госколлекции в Москве), в Свердловске сложилась после Отечественной войны группа энтузиастов, которые переняли от него искусство изготовления скрипок: Р. Г. Викснин, А.П. Скобелин, А.П. Шипулин, В.Ф. Беляев, братья Тереховы, А.Г. Фомин, Б.А. Скопец. Из них — Викснин, Скобелин и Фомин, после смерти Кылосова, поочередно работали в консерватории на должности мастера смычковых музыкальных инструментов. Все они изготавливали скрипки и альты, много ремонтировали и реставрировали инструменты: скрипки, альты, виолончели, контрабасы и смычки.

Иногда, на заказ, они изготавливали необычные смычковые инструменты. Так, Борис Абрамович Скопец изготовил карманную скрипку — пошетт. Вячеслав Михайлович Терехов изготовил глухую скрипку — тренажер. Скобелин Алексей Петрович — пятиструнную электроскрипку, а также — виоль д'амур и складную виолончель «Богомол», что помещалась, вместе со смычком, в футляр от удочки! Викснин Роберт Гаральдович изготовил как-то виолончель с очень узкими обечайками. Кылосов Андрей Семенович создал несколько скрипок, у которых дно было изсверлено дырочками в шахматном порядке, а отверстия эти аккуратно заделаны деревянными пробочками так, что меж ними оставался пузырек воздуха, а еще — пару скрипок, у которых обечайки с басовой стороны не имели выреза («эсса»), и напоминали басовой стороной очертания гитары.

Наши уральские скрипичные мастера экспериментировали, трудились, фантазировали, делали хорошие инструменты и поддерживали в рабочем состоянии парк смычковых инструментов нашего города и области.

И вот их не стало. Умер последний. Осиротел наш городок. Теперь никто новых хороших скрипок не делает. Как-то грустно от этого стало... А вы этого не заметили?

Тогда поговорим о скрипках! Ушли мастера школы Кылосова. Колесо истории повернулось и завершило очередной цикл.

Бернандель
Бернандель

Скрипичные мастера мира вот уже 250 лет (четверть тысячелетия!) ведут непрерывные эксперименты, чтобы хотя бы приблизить качество своих инструментов к творениям гениальных итальянцев кремонской школы. Потрачены многие железнодорожные составы отборных древесных материалов планеты. А результат? Лучшие, действительно, приблизились.

В скрипке всего 86 деталей. Предельный лаконизм конструкции. Ничего лишнего! Но почему-то не получается! (Для сравнения — в рояле более 10 тысяч деталей.)

Бернандель
Бернандель

И где было бы теперь искусство изготовления музыкальных инструментов и сама инструментальная музыка, если бы не были утеряны секреты мастеров, но если бы эти знания развивались и совершенствовались следующими поколениями?! Какую музыку мы бы теперь слушали! На каких замечательных инструментах сейчас бы играли! Ведь сам же Страдивари, когда к нему приносили его же разбитый инструмент, без сожаления менял битую деку и иные покалеченные детали...

Ныне, в случае такой катастрофы, как поломка старинного шедевра, лучшие мастера планеты, имеющие специальный реставрационный допуск, терпеливо склеивают все кусочки древесины, используя современнейшую технику, вплоть до длиннофокусного микроскопа, гипсовых форм-отливок, реставрационных камер с климат-контролем, рентгена и вакуумного склейщика...А качество инструмента после ремонта(пусть и высококвалифицированного) уже не то! Во-первых, мастер — не Гварнери! Во-вторых- склейки рикошетят поперечную звуковую волну в дереве деки.

Ценнейшие музыкальные инструменты старых итальянцев — гибнут! Их численность уменьшается. Они гибнут в автомобильных, авиа- и морских катастрофах при перевозках. Утонул «Титаник», а там вместе с оркестром утонуло несколько (около пяти) легендарных итальянских инструментов. Инструменты гибнут в пожарах. Гибнут во время военных конфликтов. Их численность продолжает сокращаться. Остальные, перенося все новые и новые травмы и поломки, изнашиваются в процессе многовековой эксплуатации, «устают» и утрачивают постепенно свои былые уникальные звуковые качества.

Такая вот получилась наглядная развернутая картинка, во что вылилась для человечества потеря секретов старых итальянских мастеров, добившихся уникальных результатов.

Теперь — о «секретах» Страдивари. С тех пор, когда в конце XVIII века во Франции, а потом по все Европе начался «бум» на итальянские скрипки и смычковые инструменты, это имя — Антонио Страдивари(1644 — 1737г. Кремона, Италия) — не сходит с уст людей, связанных с музыкой. Секреты рецептур, технологий создания уникальных смычковых инструментов были утрачены в Италии в середине XVIII века. Эпидемии чумы, черной оспы опустошали европейские города. Упавший покупательский спрос на музыкальные инструменты, вымершие династии мастеров, а также появившиеся новые легкие технологии и другие рецептуры способствовали их забыванию.

Но на рубеже XVIII-XIX веков об этих утраченных «секретах» заговорили.

Stradivari sunrise
Stradivari sunrise

Тема о «секретах» старых итальянских мастеров родилась не на пустом месте. Когда скрипки стали звучать в европейских залах, сразу же обратили внимание на то, что инструменты мастеров кремонской школы выделяются среди смычковых музыкальных инструментов работы мастеров иных стран. Причём, отличия очень явные. В звучании инструментов итальянцев слыщалось «бельканто». Звук наполнял весь зал, при этом, звукоизвлечение было легким. Это обескураживало как музыкантов, так и европейских музыкальных мастеров. Итальянцам начали подражать, тщательно копирую их инструменты. Но тщетно! Копии внешне порою ничем не отличались от оригиналов. Но под смычком сразу становилось понятным — вот Страдивариус!, а вот - «Самовариус»! Недостижимость звуковых результатов и породила многочисленные легенды о «секретах».

Stradivari sunrise
Stradivari sunrise

С тех пор, как газеты в мире стали регулярно выходить еженедельно и ежедневно — кто-то подсчитал, что «в мире еженедельно кто-нибудь открывает очередной «секрет Страдивари»...И если собрать все эти газетные и журнальные статьи с «секретами» в одно собрание — то получится многотомное собрание «секретов Страдивари», которые никакого отношения не имеют к творчеству великого итальянского мастера. Все это — предположения, догадки, домыслы.

Stradivari sunrise
Stradivari sunrise

Тем не менее, такие секреты есть. Они спрятаны в системах выстройки дек и корпусов музыкальных инструментов, в подборе древесины на детали инструмента, в забытых рецептурах древних лаков и грунтов (грунт — это акустическое покрытие древесины корпуса) и в технологиях, пооперационных цепочках, что применяли скрипичные мастера итальянской школы:

брешианские: да Сало(1542 - 1609), Маджини (1580-1632), Руджери(1700-1725)

кремонские: пять мастеров семьи Амати; пять мастеров семьи Гварнери; три мастера семьи Страдивари (у Антонио было двенадцать детей, из них два сына - Франческо и Омобоно, стали музыкальными мастерами); а также мастера Гранчино, Сториони, Бергонци, Монтаньяна, Гваданини, Гобетти...Кроме кремонских, были скрипичные мастера в других итальянских городах: в Неаполе, Флоренции, Венеции, Милане, Риме, Болонье...Около сотни итальянских мастеров в XVII- XVIII веках применяли те знания, технологии, что потом были утеряны к середине XVIII века (эпидемии 1740-1747годов).

Цеховые традиции в Европе известны из Средневековья. Гильдии были созданы еще на рубеже XI-XII веков. Корпоративная цеховая дисциплина не позволяла европейским музыкальным мастерам быть откровенными с окружающими. Сведениями делились только с посвященными, принятыми в гильдию музыкальных мастеров (цеховое братство святой Анны). Мастера не оставляли записей с технологическими описаниями, рецептурами. Но они оставили нам свои творения: смычки, скрипки, альты, виолончели, церковные басы, контрабасы, мандолины, арфы, гитары, скрипки-пошетт, лютни, теорбы и т.д. Я сейчас подробно перечислил список продукции мастерской Антонио Страдивари. Да, он делал не только скрипки!... Но барабанов не делал.

Секреты существуют. Многие раскрыты с помощью современных научных лабораторий во второй половине XX века. Но результаты не были обнародованы, а тут же снова засекречены...

Андреа Гварнери
Андреа Гварнери

Кроме итальянских скрипичных мастеров были скрипичные мастера французской школы, немецкой школы, австрийской школы, английской, голландской, чешской, польской и русской школ. У каждой школы свои особенности, а значит — свои «секреты». У обывателей на слуху фамилии Страдивари, Амати, Гварнери, ну еще Бергонци. Реже упомянут Якоба Штайнера (Австрия, 1617-1683) и Жана-Батиста Вильома (Франция 1798-1875). На самом деле, мастеров в XVI-XIX веках в Европе было много.

Андреа Гварнери
Андреа Гварнери

Наверное, более тысячи имен. И все они оставили нам большое наследие — музыкальные инструменты, что и поныне звучат порой в концертных залах. А не только пылятся в витринах музеев и частных коллекциях. Если добавить к этим мастеровым инструментам миллионы крестьянских мануфактурных и фабричных смычковых инструментов, зачастую снабженных фальшивыми этикетками с именами известных мастеров, то разобраться — где копия, а где — оригинал становится очень проблематичным. Для этого и были введены категории качества музыкальных инструментов, чтобы «отделить зерна от плевел», настоящее-от плохого.

Мы живем в России.

Кратко перечислю фамилии известных русских мастеров:

Иван Батов (1767-1841),

Иван Краснощеков (1798-1875),

Николай Киттель (1806-1868),

Анатолий Леман (1859-1913) и многие другие.

Страдивари скрипка император
Страдивари скрипка император

А теперь, наконец-то поговорим о категориях качества струнных музыкальных инструментов. Есть несколько систем градаций качества для разных конструкций инструментов. Приведу самую известную: в нашем современном музыкальном мире смычковые музыкальные инструменты делят условно на шесть категорий качества.

Верхняя (VI) категория — это мировые шедевры тех легендарных мастеров XVII – XIX веков, о которых я упомянул выше. Это восхитительные, уникальные музыкальные инструменты, которые обладают набором мыслимых и немыслимых музыкальных достоинств. И почти не имеют дефектов. Таких немного. Это разряд редкостей.

Нижняя (I) категория — это «музыкальные дрова», «макеты» музыкальных инструментов в натуральную величину... Неудобные, плохо сделанные, дурно звучащие, порочащие само название - «музыкальный инструмент».

Между этими «полюсами» расположены еще четыре категории. У каждой из них своя ценовая ниша и свой набор достоинств и недостатков.

французская виолончель
французская виолончель

И так, по порядку:

I - « Дрова», «макеты», «дурилки картонные» от 3 до 10 тысяч рублей, не годные ни на что.

II – учебные инструменты (для учащихся музыкальных школ и любителей музыки). Пригодны для начальной стадии обучения. Стоимостью примерно от 10 до 30-50 тысяч рублей.

III – камерные (комнатные). Удобные, приятно звучат, но в зале их слышно плохо, а в звучании оркестра их голос теряется. Стоимость 50- 100-130 тысяч рублей.

Концертный зал от тысячи мест. Оркестр и рояль.

IV – Оркестровые «рабочие лошадки». Профессиональные музыкальные инструменты, имеющие необходимый набор качеств и пригодные для игры в составе оркестра. Стоимостью от 130 до 300 тысяч рублей.

V – Настоящие сольные музыкальные инструменты обладают множеством преимуществ перед III – IV категориями. Способны выделяться (солировать) на фоне звучащего оркестра. Это музыкальные инструменты для солистов — виртуозов. Ориентировочная стоимость от 300-500 тысяч до 1,5 миллионов рублей.

VI – Легендарные мировые шедевры. В свободной продаже их нет. Продаются на мировых аукционах. Их стоимость может быть запредельной, и встретить их в своей жизни можно немного.

французская виолончель
французская виолончель

В заключение о том, насколько Россия отстала от цивилизованного мира Европы в качестве производства музыкальных инструментов. Крупнейший банковский центр Европы периодически предоставляет свой выставочный комплекс во Франкфурте-на-Майне, ярмарке «Мьюзик Месс» (в марте-апреле). На эту престижную международную ярмарку съезжаются производители музыкальных инструментов со всего мира. Гигантский многоэтажный павильон занимает крупный квартал города. Обойти за неделю всех производителей просто немыслимо, так их много! В павильоне для акустических инструментов — есть все! Со всего мира.

Кроме России.

России нечем гордиться... Имея леса, мы не торгуем качественной, выдержанной древесиной. Наши музыкальные фабрики тупо выпускают нечто корявое,самобытно-дурное, что стыдно привезти на международную ярмарку. Наши мастера очень отстают в своем профессиональном развитии и качестве изготавливаемых ими инструментов, и как бы они не бахвалились своими поделками, международные конкурсы музыкальных мастеров доказывают — мы серьезно отстали. Мастеров в России не готовят.

А вот наши музыканты, наша российская трехступенчатая школа их подготовки — это предмет гордости россиян! И в Европе знают «секрет безукоризненного звучания скрипки»: «для этого нужны три слагаемых — настоящая итальянская скрипка, настоящий французский смычок, и — настоящий русский скрипач!» (фраза ведущего скрипичного мастера города Кремоны Джобатта Морасси).

Оригинал статьи размещен в сентябрьском номере журнала Уральский следопыт за 2019 год здесь http://www.uralstalker.com/uarch/us/2016/02/10/
Автор Эдуард Соколов
Музыкальный мастер Уральской государственной консерватории (академии) им. М. П. Мусоргского. Выпускник УЛТИ 1981г. Автор ряда публикаций, посвященных струнным музыкальным инструментам в сборниках и российской периодике. Живёт в Екатеринбурге.
Музыкальный мастер Уральской государственной консерватории (академии) им. М. П. Мусоргского. Выпускник УЛТИ 1981г. Автор ряда публикаций, посвященных струнным музыкальным инструментам в сборниках и российской периодике. Живёт в Екатеринбурге.
Обложка февральского номера журнала "Уральский следопыт" 2016
Обложка февральского номера журнала "Уральский следопыт" 2016
Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите "палец вверх" и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях.