Читатель требует от автора свежести и оригинальности. Потенциальные потребители книги хотят увидеть что-то новое и необычное в персонажах, художественном мире, который воссоздаёт на своих страницах автор, манере изложения и подаче. Как же автору сделать свою историю оригинальнее? Где брать креативные идеи для книги?
Основой создания уникального продукта (в данном случае — книги) является синтез разных элементов. В результате синтеза, или объединения элементов, из-под вашей руки может выйти свежий и незаурядный роман. Но где брать эти элементы? Элементы извлекаются из окружающей вас действительности. Это происходит, когда вас что-то вдохновляет и вы это заимствуете и обыгрываете в своём произведении.
Пример 1
Сюжетный архетип: герой жаждет отомстить злодеям, из-за которых пострадал ⇒ Первый элемент
Место действия: литературная среда ⇒ Второй элемент
Продукт синтеза: Герой под видом молодого и неопытного писателя устраивается в издательство человека, которому желает отомстить, и по мере развития своей карьеры и «вхождения» в литературное общество, он творит свою месть — например, выкупает издательство и оставляет «злодея» без работы.
Источником вдохновения может послужить всё, что как-либо связано с литературным миром и закулисной деятельностью писателей, критиков, журналистов и издателей. Например, при наброске вышеописанного сюжета автору статьи пришли на ум французские литературные салоны мадам де Сталь и Нинон де Ланкло, а также сюжет «Милого друга» Ги де Мопассана, где главный герой устраивается работать журналистом в издательство своего друга и таким образом постепенно входит в высшее общество.
Пример 2
Сюжетный архетип: герой отправляется в путь, чтобы найти что-либо или кого-либо ⇒ Первый элемент
Персонажи: герой — это учитель, который ищет сбежавшую ученицу ⇒ Второй элемент
Конфликт: ученица хочет добиться мирового господства, учитель хочет ей воспрепятствовать ⇒ Третий элемент
Антураж: какое-нибудь учение или боевое искусство – буддизм, даосизм, кунг-фу или вообще оккультизм ⇒ Четвёртый элемент
Продукт синтеза: Ученица, развив духовный и ментальный потенциал под руководством своего мастера, решает поработить мир. Однако это стремление противоречит тому, чему учил её наставник, и она сбегает от него, чтоб осуществить свои планы. Мастер дзен / дао / кунг-фу на протяжении всего повествования преследует свою строптивую ученицу.
Источником вдохновения для составления такого сюжета послужил культ учителя и отношения учитель-ученик, которые имеют особую значимость на востоке, а также старые азиатские фильмы и дзенские истории.
Это только поспешные наброски того, как именно происходит заимствование идей из самых разнообразных источников и как эти идеи переплетаются в целостную историю. При более глубоком углублении можно подобрать более качественные идеи-элементы и вплести их в любую составляющую книги — поиграться со структурой повествования, придать художественному миру или персонажам необычные и цепляющие детали и т.д.
Создать что-то исключительно новое – невозможно. Все идеи заимствуются и переиначиваются писателями на свой лад — вопрос в том, насколько удачной окажется авторская интерпретация действительности.