Никакой особой математики по Петерсон не существует. Но есть школьный учебник Л.Г.Петерсон и его реклама, под гипноз которой попали многие родители. Правда, и многие уже смогли проснуться …
Например, мы с супругой.
Математика по Петерсон в начальной школе
Помню в 3 классе наша учительница перед дополнительным уроком математики особенно таинственно произносила: “Математика по Петерсон”. И, почему-то, не пускала "на Петерсон" девочек :((
Письменная речь не передает эмоциональных тонкостей произношения: не писать же “Пэтэрсон”? Звучит юмористично и не соответствует эмоциональному посылу учительницы.
Наша семейная история обучения математике
Когда сыну было лет 6 и задачки про “2 паровозика, которые купили дополнительно к 3 уже имеющимся” стали ему скучны, мы начали искать что-нибудь поинтереснее.
Придумывали задачки сами, искали в разных книжках. И, конечно, наткнулись на пользовавшийся тогда особой популярностью учебник Л.Г.Петерсон.
Откуда нам было знать, что в него вмонтирована малозаметная, но исключительно опасная западня?
Учебник на первый взгляд хорош. Отличается и от Виленкина, и от Моро оригинальностью, наличием забавных, интересных и оригинальных задач.
Но …
Учебник Петерсон: математика или ловушка?
Математика - строгая и ясная наука. Она “ум в порядок приводит”.
- А как привести в порядок?
- И что такое “Порядок”?
- И чем порядок отличается от хаоса?
Порядок опирается на стабильные данные: когда есть порядок, то есть на что опереться.
Да простят меня комментаторы, которые, несомненно зацепятся за эту возможность покритиковать меня за "бездумную" математику.
- "Вы что же, предлагаете в математике не думать, а "опираться"?!"
"А вы задумывались о том, как происходит думание?,- отвечу я. "И возможно ли вообще думать, если нет стабильных данных и в голове все плывет, "все зависит от всего" и везде - подвох?"
Именно порядок создает уверенность, состояние, в котором можно эффективно думать и понимать. Порядок напрямую связан со Знанием.
Задачки оригинальные или "с подвохом"?
Оригинальные задачки на сообразительность: где в них может быть подвох, западня? Разве задачи повышенной трудности не для развития математического мышления? Не для способных детей, которым надоели “задачки” про паровозики?
Давайте разбираться.
Особенность “задач на сообразительность” я проиллюстрирую одним примером. Если зацепит - можете обратиться к оригиналу, учебнику Петерсон, и найти там подобные во множестве.
Зрительные иллюзии вместо математики
Задачка такая:
"Как разделить 188 пополам, чтобы получилась единица?"
Решается задачка так: нужно провести горизонтальную черту, в результате получатся две сотни. Одна под другой. А два одинаковых, отличных от нуля числа, при делении друг на друга дадут единицу.
Здорово сообразили?
Действительно требует смекалки. Только не математической.
Раньше такие штуки назывались ребусами. Или шарадами (от французского: болтовня). Это была модная салонная игра. А в салонах очень редко обучали математике :))
Позже шарады и ребусы перекочевали в желтую прессу, в колонки для занимательного времяпровождения.
В них нет ничего плохого, это забавно и действительно занимательно. Но мы-то говорим о математике, самой точной и упорядоченной из всех наук …
Синдром шарады: ловушка учебника Петерсон
Сыну нравилось решать подобные задачки (в начале не без помощи родителей, потом все чаще - самому). И все было замечательно. До тех пор, пока не подоспела собственно математика.
И тогда мы диагностировали у сына “Синдром шарады”. Хорошо, что на ранней стадии.
Когда началась собственно математика, то обнаружилось, что сын инстинктивно начинает искать подвох буквально во всем!!! Самые простые вещи он стал рассматривать так, будто это не строгие математические понятие, однозначно выражающие суть, а нечто Таинственное и подлежащее множественному толкованию!
Если сказать проще, он начал терять уверенность, вплоть до того, что стал “задумываться”о том, сколько будет 5х5. Все чаще возникали несвойственные ему паузы.
Не те, что связаны с рассмотрением условий, вниканием в смысл задачи, визуализацией условий, а совсем другие!
Это было написано на его лице, на его психике. На вопрос: "О чем ты сейчас думаешь?", - он отвечал: "Ищу, где здесь подвох" …
Возможно, с точки зрения "учительницы по Пэтэрсон" это и выглядело мило, но нам стало совсем не до шуток. И мы быстренько прекратили таскать задачки откуда попало.
Что делать?
Мораль, кажется ясна, но напрашивается вопрос: что делать?
В мире информационного шума гораздо важнее находить ловушки, капканы, чтобы в них не попасть. Сейчас "негативно-минималистский" подход эффективнее "позитивно-метапредметного". Ведь согласитесь: не всегда сразу поймешь, где фейк.
А когда поймешь - может быть уже поздно.
Вот такая мораль: негативно - позитивная.
----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- -----
Можно поставить лайк (если Вы согласны с идеей).
А если интересует продолжение, то можно и подписаться на канал.