Найти в Дзене

Профессия: кризис-менеджер. Интервью Сергея Елисеева

Оглавление

Представим ситуацию: компания на грани банкротства, инвесторы и начальники отделов в панике. Неужели придётся закрывать бизнес и распускать персонал? Нет, если за дело возьмётся опытный кризис-менеджер!

Сергей Елисеев, партнёр УК «Менеджмент 911+», президент Союза независимых экспертов и интерим-менеджеров, рассказал Rjob о том, как спасти компанию от краха, а её сотрудников – от нервного срыва, и почему его работа сравнима со спецназом.

Сергей Елисеев, партнёр УК «Менеджмент 911+», президент Союза независимых экспертов и интерим-менеджеров
Сергей Елисеев, партнёр УК «Менеджмент 911+», президент Союза независимых экспертов и интерим-менеджеров

Кто такой кризис-менеджер?

Кризис-менеджер не имеет ничего общего с (псевдо) антикризисным или арбитражным управляющим, назначаемым в деле о банкротстве.

Кризис-менеджер – это руководитель, который управляет предприятием (а не юридическими процедурами) и должен вывести его из кризиса, предотвратить вхождение в процедуру банкротства. «Арбитражник» напротив, начинает работу вместе с процессом банкротства, это его нормальная/комфортная практика.

Поскольку кризис-менеджер именно управляет предприятием, в специфических / экстремальных условиях, то это не другая профессия, а другая, более сложная роль в профессии менеджера / руководителя. 

остановить кризисное падение
остановить кризисное падение

Профессию управленца я выбрал давно – ещё в институте. А первый антикризисный проект – фабрика бытовой мебели – начался в 1998 году, тогда многие предприятия оказались в кризисной ситуации.

Какое образование необходимо кризис-менеджеру?

Несмотря на то, что сейчас появилась специальность «антикризисное управление», в моём понимании кризис-менеджера «делает» не образование. Хотя практически-ориентированный курс пригодится. 

Базовое образование я получил техническое – инженер-металлург. Выпустился в 1992 году. Потом ещё в течение 18 лет доучивался –финансовый менеджмент, государственное и муниципальное управление, антикризисное управление, управленческое консультирование, МВА в РАНХиГС.

Чем занимается кризис-менеджер?

Моя цель – обеспечить устойчивую и безубыточную работу предприятия. Оценить стадию кризиса и разработать антикризисную стратегию, и реализовать ее. Наиболее типичные задачи: 

  • обеспечить непрерывность работы предприятия, производственного процесса;
  • выявить и разделить эффективные и неэффективные процессы, производственные участки, активы, а затем избавиться от «плохих» и сохранить «хорошие»;
  • форсировать финансовую модель – повысить маржинальную рентабельность и ускорить оборачиваемость средств.
  • сделать оргструктуру более плоской и компактной, сохранить и улучшить управляемость; 
  • выделить "спасателей" и дать им возможность и ресурсы действовать, заблокировать "пораженцев" и "мародеров"

В чём преимущества вашей работы?

Преимущества, которые я выделяю, для кого-то могут показаться минусами. Это адреналиновая, серьёзная работа, где много нестандартных задач и ситуаций. Своего рода управленческий спецназ. Здесь и сейчас именно от тебя зависит исход боя – пан или пропал. Когда ситуация 50/50 - провал/спасение, то твой 1% усилий решает исход ситуации. Это - крутой вызов.

Кризис-менеджер - управленческий спецназ
Кризис-менеджер - управленческий спецназ

Какими проектами вы гордитесь? 

Сходненская фабрика бытовой мебели: выход из кризиса на устойчивую прибыльность с увеличением объёмов продаж и производственных мощностей. 

  • Новосибирский завод конденсаторов: реструктуризация и выход на безубыточность. 
  • Горьковский металлургический завод: выход на операционную безубыточность, погашение части банковских кредитов и работа по привлечению дополнительного финансирования.  
  • Пензаспиртпром: восстановление платежеспособности и погашение долгов перед бюджетом. 
  • ЦКБ Московской Патриархии РПЦ: оптимизация структуры и финансово-экономической модели. 
Победа на двоих
Победа на двоих

От чего зависит успех кризис-менеджера?

Успех в равных долях зависит от кризис-менеджера и заказчика – владельца бизнеса. Невозможно спасти компанию, если владелец не готов полностью вкладываться в её спасение. Например, продолжает вести дела по-старому и использует компанию как источник (вывода) средств для других целей, рассчитывая, что кризис-менеджер обеспечит доход и прибыль.

Когда есть связка кризис-менеджера и владельца, тогда формирование антикризисной команды становится рутинным техническим вопросом, а "не жизни и смерти"

Есть ли штатная должность для кризис-менеджера в российских компаниях?

Содержать штатных кризис-менеджеров могут себе позволить только крупные холдинги, которые регулярно приобретают предприятия, требующие такого управления. 

Что кризис-менеджеру делать в штате стабильного предприятия? Покрываться плесенью или устроить кризис. Оптимальное решение – держать таких специалистов «на радаре» и нанять в нужный момент на проект и\или заказать формирование антикризисного штаба и программы в самый нужный момент.

Другая причина, по которой в штате нет кризис-менеджеров – руководитель, долгое время работающий внутри предприятия, потом не в состоянии оценить объективно ситуацию и независимо реструктуризировать компанию, отсечь лишнее.

Легко ли кризис-менеджеру найти работу?

Кризис-менеджер работает на проекте один-два года. Короткие проекты – это плохо для резюме. Когда "рваное" резюме это хорошо рассмотрим отдельно .. Кто будет разбираться, что штатный руководитель за десять лет работы многократно повторяет один и тот же однолетний опыт, а у кризис-менеджера с его количеством событий, проблем, решений один год работы приравнивается к трём?

Получается гигантская разница между календарным и социальным (событийным) временем в пользу кризис-менеджера.

Другая проблема с рынком. Компании не заявляют вакансии, так как или не понимают, или не хотят признаться, что им нужен кризис-менеджер. Серьёзные управленцы не спешат позиционировать себя как кризис-менеджеры, а те, кто это делают, в 99% случаев просто клоуны. Например, человек три года проработал прорабом, потом десять лет – на одном предприятии индивидуального предпринимателя, а теперь он называет себя кризис-менеджером.

Рынок (с обеих сторон) не знает, что кризис-менеджер – это разновидность интерим-менеджмента, когда высококвалифицированные руководители нанимаются на относительно короткие сроки для выполнения сложных управленческих проектов.

Круглый стол "Интерим-менеджмент для бизнеса: результаты вместо советов" пройдет 8 октября 2019

Какими качествами и навыками должен обладать кризис-менеджер?

Кризис-менеджеру нужны стрессоустойчивость и компетенции в нескольких областях (финансы, стратегия, операционный менеджмент, реструктуризация, трудовое право). Он должен уверенно плыть против течения, уметь принимать непопулярные решения. 

Требуется серьёзный управленческий опыт. Управление отделом из трёх человек – не в счёт.

-5

На какую зарплату могут расчитывать кризис-менеджеры? 

Начинающий – на сумму штатного руководителя. Опытный – на сумму, которая выше зарплаты штатного руководителя на 30-50%. И оба могут расчитывать на бонус по (успешным) результатам работы.

Как удаётся бороться со стрессом и риском профессионального выгорания?

Стресс и риск выгорания – выше всякой нормы. Помогают периоды отдыха и восстановления между проектами в течение 6-12 месяцев.

Какую карьеру может сделать кризис-менеджер?

Можно закончить «трек» кризисного менеджера и занять хороший пост регулярного топ-менеджера. Или уйти от дел (ежедневной работы) к 50 годам и перейти в независимые директора или консалтинг.

Что бы вы посоветовали тем, кто хочет попробовать себя в этой профессии?

Я бы пожелал силы воли, удачи и хорошего наставника. Попробовать себя, ведь пока не войдёшь в воду, не поплывёшь, и в университетском классе кризис-менеджером не станешь.

---------------------

Интервью подготовила

Алла Панасенко
Алла Панасенко

ранее опубликовано на RJOB