Трудно назвать эти места дружелюбными. А еще труднее представить, что здесь могут жить и работать люди.
Только представьте себе суровые горные вершины, высоты до 3 300 метров, вечная мерзлота и ледники, а лето всего два месяца в году.
И это не Арктика и даже не умеренные широты. Ведь до Полярного Круга отсюда почти две тысячи километров на север.
Остается только добавить, что в наше время - это единственный район в стране, который находится на широте Астрахани и по условиям жизни приравнен к районам Крайнему Северу.
Вернемся немного назад, в первую половину XX века.
Молодое советское государство только набирает всю свою мощь, идут ударные пятилетки, строятся заводы, налаживается выпуск механизмов и автомобилей, семимильными шагами возрождается "оборонка". А для индустриального государства и "оборонки" нужна качественная и высокотемпературная сталь.
А высокопрочную и высокотемпературную сталь не возможно получить без вольфрама и молибдена. Отсюда и стратегическая важность открытия и разработки таких месторождений.
И вот уже многочисленные партии геологов бороздят просторы СССР. Добрались они и до Центральной Азии, где в горах Алтая у самой границы СССР с Китаем и Монголией активно вели геологоразведку. И удача улыбнулась им. В 1935 году геологи Чаган-Узунской партии Западно - Сибирского отделения треста «Редметгеоразведка» открывают Калгутинское месторождение - одно из самых больших месторождений вольфрама, молибдена и меди в Сибири.
Но месторождение было не просто большим, но и уникальным - содержание вольфрама в руде достигает 2%, а запасы меди и вовсе превосходят запасы вольфрама и молибдена, но извлекать её крайне затратно.
Увы, эти места были не только суровы к людям, но и крайне труднодоступны даже для техники. Впору вспомнить, что в начале 1930-х годов только - только завершилась стройка государственного значения на Алтае - тот самый Чуйский тракт, связавший СССР с Монголией и Китаем.
Пошли первые автомобили от Новосибирска до Кош-Агача по сложнейшей горной дороге без асфальта и вдоль узких прижимов, но никаких дорог в сторону от Чуйского тракта не было. Только гужевой транспорт, верблюды и пешком.
В дальнейшем, в 1940-е -1950-е годы, вся добываемая руда сначала на верблюдах доставлялась до теплых Джумалинских ключей, потом на таратайках до Тархатинского озера и только потом её перегружали на автомобильный транспорт. И точно такой же путь в обратном направлении проделывали караваны с грузом для месторождения.
И как вы думаете, кто работал на добычи руды в таких нечеловеческих условиях с 1940-х до начала 1960-х годов? Нет, не геологи и не вольнонаемные. На рудниках Калгутинского месторождения активно использовался труд заключенных, как и на многих других аналогичных предприятиях того времени.
На высоте более 2500 метров был возведен лагерь для заключенных и его периметр был обнесен несколькими рядами колючей проволки.
Точное количество заключенных, работавших в этом лагере не известно, но территория лагеря довольно большая и здесь стояло минимум несколько жилых бараков.
По периметру стояли лагерные вышки охраны, внутри периметра лагеря были расположены землянки и бараки. И в таких условиях, заключенные ручным способом добывали руду вольфрама и молибдена из вечной мерзлоты. Кирками дробили куски скальной породы в промерзшей земле. За один день в штольне проходили не более 10 см.
Но не все так было просто и с добытой рудой. Медь отбрасывалась в "хвосты", а позднее выяснится, что из некоторых жил доставалась руда с примесями урана, и от неё исходил довольно высокий радиационный фон.
В более позднее время, когда добыча велась уже рудниковым способом, при попадании в такую радиоактивную жилу, штольня бетонировалась и больше не использовалась.
О способах добычи... Ни о какой механизации в те далекие годы речь не шла. Первые десятилетия добыча шла открытым способом, штольни отрабатывались сначала кирками, потом кувалдами. Механизированная разработка шахт велась уже в более поздние годы без заключенных, но это другая история.
Но прогуляемся еще немного по лагерю. Даже спустя 70 лет после тех событий, на территории рудника без труда можно найти следы того страшного лагерного времени.
Остатки покосившихся столбов с колючей проволкой в три ряда, вышка охраны, разрушенные остатки бараков с тюремными решетками и дверьми.
Угадываются и бывшие ворота лагеря, ржавые остатки лагерного прожектора, хозпостроек и укрытия для охраны.
И еще немного про климат. Погодные условия в этих местах настолько суровы, что снежный покров ложится уже в сентябре, а окончательно сходит только к середине июня. Но бывали и годы, когда снег не таял в короткое горное лето.
Ну и в зимние месяцы температура нередко опускается до -40С, а в июле редко поднимается выше +10С - в сущности, настоящая Арктика.
Страшные места, страшная история. В наши же дни, рудник и месторождение полностью заброшены и добыча здесь прекратилась более 15 лет назад по причине низкой рентабельности. В следующий раз я расскажу как выглядят шахты этого месторождения и прогуляемся по развалинам месторождения...
Делитесь статьей в социальных сетях, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал - так вы поможете каналу в развитии.
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!