В мире редко рождаются вороны с белым оперением. Если такое событие случается, непременно притягивает внимание орнитологов и других ученых. Птица запоминается и становится объектом изучения. Кстати, впервые о белой вороне написал древнеримский поэт Ювенал в I-IIвеках.
Психологи тоже не могли пройти мимо. В 1920 – 1930 годах провели серию экспериментом на тему, как мозг запоминает объекты. Это происходит не хаотично. Если смотреть на одинаковые объекты, например, зеленые яблоки среди которых затесалось одно красное, то, как вы понимаете, мы запомним именно красное яблоко. Через какое-то время мы не вспомним сколько видели зеленых яблок, но будем уверены, что красное яблоко было одно. Красный цвет ничем не лучше зеленого, но он в ряду однородных объектов один и это ставит его на ступеньку выше.
Гештальтисты в своих экспериментах вывели закономерность: числа включенные в ряд слогов, запоминаются лучше. Открытие получило название эффекта Ресторофф, к нему и относится наша белая ворона.
Как же этот факт может повлиять на скуку?
Наше представление о мире, это огромная база данных психических образов с привязанными к ним эмоциями. Когда мы слышим звук, или ощущаем запах – наше сознание в базе данных находит файл, посвященный образу.
Увидели картинку с морем, автоматически связали с отпуском и расслаблением. Сверили с текущим состоянием – «усталость «- приняли решение отдохнуть. Отправиться в путешествие. Этот процесс автоматический и подсознательный, происходит без нашего участия.
Когда жизнь состоит из привычных стимулов, многие вещи мы делаем на автомате. Пьем утренний кофе, едем в транспорте, делаем покупки. Нет смысла на всем этом концентрироваться. Но если объект резко отличается от нашей базы данных в голове, то это делает его либо важным, либо опасным. В кофейне продаются булочки и одна из них украшена кремом. Это сразу выделяет ее и скорее всего мы купим именно ее.
Эффект белой вороны часто используют в маркетинге. Например, магазины переставляют продукты на полках, или среди горизонтальных вывесок появляется вертикальная. Она точно привлечет внимание.
Если вас начала одолевать скука, вспомните о белой вороне, измените формат того, что вы делаете и вам снова станет интересно.
Ходите другим маршрутом.
Смените марку утреннего кофе.
На работе поменяйте алгоритм действий, их последовательность.
Поменяйте стиль одежды.
Манеру здороваться.
Экспериментируйте.
Не бойтесь, что про вас скажут: «Белая ворона». Именно она надолго остается в памяти и к ней прикованы взгляды.
О других интересных экспериментах психологов можно прочитать здесь.
Подписывайтесь на мой блог. Оставляйте комментарии. Средства, которые он зарабатывает, идут на поддержку моего любимого фонда «Звездный порт».