По словам Чепмена, у него действительно был пистолет в кармане, когда была сделана эта фотография, но он струсил. Он слонялся перед "Дакотой", нервничая, пока Джон и Йоко не вернулись домой поздно вечером.
Чэпмен ждал у дверей квартиры Леннона, начиная с полудня. Леннон и Йоко вышли на улицу, чтобы куда-то пойти, и Чэпмен попросил его подписать свою пластинку (это была пластинка специального выпуска, редкая). После того, как Леннон подписал запись, он спросил Чепмена «Это все?». В основном, спрашивая, хочет ли Чепмен что-нибудь еще подписать, на что Чепмен ответил «Нет». Затем Чепмен ждал у квартиры Леннона его возвращения. Он ждал несколько часов, читая «Над пропастью во ржи» (книга, которой он был безумно увлечен).
В ту ночь Леннон возвращался из студии звукозаписи. Он нес кассеты из студии под мышкой, когда в него выстрелили. После чего Чепмен продолжил читать в ожидании прибытия полиции. Первым, кто прибыл после стрельбы, был охранник из Дакоты (в квартирах, где жили Джон и Йоко), который подошел к Чепмену, когда тот сидел и читал. Видимо, все, что мог сделать охранник, — это рыдать и постоянно спрашивать Чепмена: «Ты знаешь, что ты сделал?».
Марк Чепмен был человеком, который испытал много проблем, которые были оставлены без внимания и обострялись. Он слышал голоса и имел навязчивые мысли о вещах, в том числе «Над пропастью во рту» Дж. Д. Сэлинджера. Он вырос, боготворя Леннона, но, став возрожденным христианином, он был возмущен заявлением певца, что Битлз были “популярнее, чем Иисус”.
Он намеревался убить Джона Леннона в октябре 1980 года, после того как совершил поездку в Нью-Йорк, но его задержали и вместо этого он отправился в Атланту, чтобы купить боеприпасы у друга. Он вернулся в Нью-Йорк снова в ноябре, снова намереваясь убить Леннона, однако передумал, увидев фильм «Обычные люди». После того, как он вернулся домой к своей жене на Гавайи, он сказал ей, что он был одержим убийством Леннона, и психиатры и другие подобные специалисты снова не обратили внимания на этот вопрос.
Чепмен вернется в Нью-Йорк в последний раз 6 декабря, со своим планом убить Джона Леннона твердо в срок. Он зарегистрировался в отеле «Шератон», оставив в своем гостиничном номере несколько личных вещей, которые полиция могла бы найти после того, как он убил Леннона. Он купил экземпляр «Над пропастью во ржи» и написал на обложке: «Это мое заявление» и подписал его Холденом Колфилдом.
Он пришел к выводу, что Джон Леннон - лицемер и обманщик: богатый человек, поющий о мире и любви, однако не желающий на самом деле вносить изменения в мир. Чепмен сказал, что он выбрал Леннона после того, как увидел его на обложке альбома The Beatles - Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band. Он вспомнил, что слушал альбом Леннона "John Lennon / Plastic Ono Band" за несколько недель до убийства:
«Я слушал эту музыку и злился на него за то, что он сказал, что он не верит в Бога… и что он не верит в Битлз. Это было еще одной вещью, которая разозлила меня, хотя эта запись была сделана около 10 лет назад. Я просто хотел громко закричать: «кем он себя возомнил, говоря такие вещи о Боге, небесах и Битлз?». Сказать, что он не верит в Иисуса и тому подобное. В этот момент мой разум прошел через полную темноту гнева и ярости. Поэтому я принес книгу Леннона домой, в эту «Над пропастью во ржи», где мое мышление - Холден Колфилд и антифон».
Чэпмен решил, что лишение жизни кого-то столь известного, наконец, сделает его жизнь осмысленной. Позже он скажет:”Я чувствовал, что, убив Джона Леннона, я стану кем-то, и вместо этого я стал убийцей, а убийцы - это не кто-то".
Как произошел инцидент? Около 5:00 вечера Леннон и Оно покинули «Дакоту» для записи в студии Record Plant. Когда они шли к лимузину, Чепмен пожал руку Леннону и попросил его подписать копию своего альбома Double Fantasy. [Фотограф Пол Гореш сфотографировал Леннона, подписывающего альбом Чепмена. Чепмен сообщил, что «в тот момент моя большая часть выиграла, я хотел вернуться в свой отель, но не смог. Я ждал, пока он вернется. Он знал, куда утки уходят зимой, и мне нужно было это знать» (отсылка к «Над пропастью во ржи»).
Около 10:49 вечера лимузин Леннона вернулся в Дакоту. Леннон и оно вышли из машины, прошли мимо Чэпмена и направились к арке входа в здание. С улицы позади них Чэпмен произвел пять выстрелов из пистолета А.38 специальных револьверов, четыре из которых попали Леннону в спину и левое плечо. В свидетельстве о смерти дается следующее описание: "множественные огнестрельные ранения левого плеча и груди; левого легкого и левой подключичной артерии; наружное и внутреннее кровоизлияние. Шок.”