Северные этапы вызывали у меня некоторую настороженность. Во-первых, нет того количества аэродромов и площадок, чтобы можно было как-то скорректировать или изменить маршрут. Расстояние между пунктами посадки практически совпадали с расчетным радиусом действия, да и успокаивать себя тем, что, в крайнем случае можно, будет присесть на геоточку, особо не приходилось. Так как район в основном горный и таежный. По телефону разговаривал с человеком, который перегонял «Моль» из Новосибирска до Якутска несколько раньше меня. Но тот самолёт несколько отличается от моего. Там доп. баки и его дальность в два раза больше. Был конкретный дружеский совет – разобрать самолет, погрузить на фуру и «лететь» по шоссе. Просчитав маршрут еще не один раз, и связавшись со всеми аэродромами посадки по телефону, я принял решение продолжать полет. Еще была проблема с топливом. В тех местах, качество бензина соответствует тому, что изготавливал небезызвестный персонаж из фильма «Джентльмены удачи», т. е. видимо разбавляют его все той же ослиной мочой. Пришлось заранее узнать особенности всех местных АЗС и чуть ли не запросить сертификат на топливо, хотя думаю, это было бы лишним, так как на бумаге он наверняка бы соответствовал мировым стандартам. Так что опрос местных водил и старожилов, был таким же важным пунктом, как и расчет самого полета. И спасибо ребятам, перегонявшим «Цессну-150» с Камчатки, за их отчет о перелете. По их совету, связался с «Полярными авиалиниями» и заказал бочку 100LL в Олекминске. Отдельная благодарность директору филиала, Ли Сергею Николаевичу. Да он нам и сейчас помогает. Вот и появилась возможность, хоть где то дать двигателю вздохнуть полной грудью и выплюнуть всю накопившуюся гадость, после местных АЗС.
Теперь на Киренск (почти «на Берлин»). Маршрут порадовал. И дымов поменьше и болтанки почти нет. Если бы не горы, то можно было бы и малость расслабиться. Пейзаж изменился в корне. Такое впечатление, что люди там не живут. Это как в метро. Сел на станции и до следующей, цивилизации в окно не увидишь. Красиво конечно, горы, хоть и не высокие, но явно намекают на то, что принять не готовы, горные реки, ну и конечно Лена. Она не всегда под крылом, но когда появляется, то ей рад, как любимой женщине. Западный берег пологий и песчаный, так что уверенности придает.
В Киренске ждут. Вход в круг, если так можно назвать, так как сажусь практически с прямой. Заруливаю на стоянку. Встречают, помогают зачехлиться, ставят на охрану. Все как положено. В голове одна мысль – топливо! Срываюсь в галоп, так как теплится надежда, что смогу успеть сделать еще один этап. Не тут-то было. Служба безопасности в Киренске, строга как нигде. Ощутил себя Русстом на Красной площади. Чуть ли не обыскали, потом оформление пропуска в двух кабинетах, расположенных в километре друг от друга, и вот потом уже я свой, и меня можно отпустить делать свои дела. Ребята из местной полиции любезно подвозят до «хорошей» заправки, где набираю 95-го, и они же привозят меня назад. Спасибо за помощь! Потом жду аэродромную машину, еду до самолета, заправляюсь, но время безвозвратно потеряно. Целую самолет и еду в город.
Киренск, один из старейших городов в Иркутской области, был основан казаком Василием Бугор, и расположен на реке Лене в месте впадения реки Киренги. И назван он был по имени реки Киренга, что переводится с эвенкийского "киреннгна" - орлиное гнездо. Орлы, кстати, мной замечены не были. Есть другая версия, опять же от эвенкийского «кири»- грязь, грязный (из-за того, что дно Киренги выложено камнями, река кажется чёрной). В речку не заглядывал. Видимо, основатели прочили северному острогу большое будущее, тащили сюда пушки, строили башни с бойницами. Русские купцы видели в Усть-Киренске своеобразный вокзал, откуда уходили экспедиции на бескрайний Север. Вот таков город, хотя городом это как то назвать трудно. Мне почему- то местные пейзажи напомнили эпизоды из американских вестернов. Не хватало только ковбоев, хотя лошади были.
Таксист, на очень раздолбанной «Калдине» отвез меня до гостиницы с экзотическим названием, то ли «Фиалка», то ли еще какое растение, где я, поднявшись, как мне показалось, по приставной металлической лестнице, не поняв на какой этаж, очутился в каком-то длинном коридоре с интимным освещением. На дверях по обе стороны таблички. Какие-то фирмы, «главки» и прочее. Явно не доставало надписи на какой-нибудь двери - «Рога и копыта». Вышла «стюардесса», оформила мое явление и сразу сказала, что горячей воды нет и не будет, холодную не пить, кушать негде, чай у неё. Довела меня до дверей в конце коридора и раскланявшись, удалилась. Номер ужаса не вызывал и то, что я уже рисовал в своей голове в ожидании открытия дверей, улетучилось. Сменив представленную картину, довольно уютным номером, с отдельным санузлом, и с обещанной холодной водой. А вот за ужином все же пришлось снова скакать по приставной лестнице в ближайшей магазин. Желудок писал на меня жалобу в общепит, я его с утра не баловал, поэтому особо не привередничал и купил джентльменский набор из колбасы, хлеба и доширака (как же без него), поскакал к лестнице, так как ее состояние не обещало того, что она не окажется в самый неподходящий момент на пункте приема метала, а запрыгнуть на непонятно какой этаж, я уже в этот день не смогу. Зато спал я потом, после всего этого марафона, как солдат после боя.
Утром все было спокойно и размерено, и выполнив все необходимые процедуры, я с огромным удовольствием удалился из вестерна дальше на север. Впереди ждал Ленск.
Километров 70 летел над Леной. Красиво, спокойно, да и по берегам уже чаще появлялись деревушки. GPS показывал, практически в каждой из них, наличие посадочных площадок, и они есть, только давненько никто там не садился. Нет разметки, ограничительных призм, «колдунов». В общем, нет ничего, кроме сравнительно ровного не выкошенного местами поля и чутья. Что-то подсказывало, что именно здесь в случае необходимости можно безопасно приземлиться. Впоследствии, мне приходилось садиться на подобную площадку, но это уже о местных полетах и чуть позже. По реке проходят баржи с лесом. Вот впереди показалось пассажирское судно, это быстроходная «Ракета», или «Метеор». Красиво идет. Отворачиваю, чтобы пропустить его по правому борту, для наглядности. Действительно красиво! Спокойная сверху, широкая река, высокий скалистый берег, белый катер и горные речушки, устремляющиеся по своим, каким-то неведомым тропам, находя дорогу между скал, впадают в Лену и на фоне ее, кажутся тонкими нитями. Вот Лена отворачивает на восток, а я лечу дальше, по своей траектории, зная, что почти в конце маршрута мы снова встретимся. Далее рельеф однообразен – возвышенности, лес, озера. Но этот однообразие не утомляет. Интересная особенность местных озер. Все они имеют свой оттенок. Можно увидеть озеро серым и тут же не далеко – голубым. Но самые красивые, это бирюзовые, местами насыщенно зеленые, с блестками перламутра на солнце. Попадаются заболоченные участки и довольно обширные. Красивые места, но я пилот и мне они больше нравятся сверху. Несколько непривычно называть себя пилотом. Всегда звался летчиком и вот теперь пилот. Везде есть свои прелести. Теперь небо и земля почти всегда на своих местах и перегрузка не искажает мое лицо. Те ощущения не уйдут никогда, они впечатались в память и всегда будут отзываться ностальгией по прошлому. Зато теперь есть место спокойному наслаждению полетом. Теперь я могу видеть землю и небо немного по-другому, и есть время увидеть то, что когда-то не замечал в суете выполнения заданий и больших скоростей.
Показалась опять красавица Лена (река, не дама), мы снова встречаемся. Впереди Ленск. Это уже Якутия, а город - пятый по величине в Республике (почти 24 с половиной тысяч населения). Возник город в 1663 году как поселение «промышленных» людей на месте эвенкийского стойбища Мухтуй. Поселок переходил в ведение то Якутской, то Иркутской губерний, т.к. располагался как раз на границе. Примечательно, что в 1929 году в Мухтуе появился колхоз «Двигатель» (странно, что не «Красный двигатель»). Видать, что-то и как-то продвинул. И всё же стремительный рост города начался в 1956 году, когда он стал перевалочной базой для алмазодобытчиков Мирного. Помните о «воротах Севера», Братск. Так тут в Сибири сплошные ворота куда-нибудь. Ленск, в частности – это «ворота» алмазного края. Ленчане же верят, что в ближайшие годы Ленск из «ворот алмазного края» станет газовой столицей Республики Саха. Остаётся пожелать им удачи.
Ну а мне пора готовиться к посадке. Заход тот же, почти с прямой и вот я уже на земле. На земле встречают, заруливаю на стоянку и выключаюсь. Сдаю самолет под охрану и бегу на АДП, оформить все формальности, в процессе чего надеюсь узнать хорошие новости о местном бензине. Лучше всего эти новости должны знать таксисты. Вызываю машину по телефону. Между прочим, пока не забыл. Если будете в этих местах, имейте с собой сим карты всех операторов сотовой связи. Лучше, всех операторов мира. Очень все это здесь запущенно, напутано, или точнее недоделано. Работает и «МТС» и «Мегафон» и «Биллайн», но каждый в определенных местах. А самое интересное, что есть немало мест, где не работает ни один из них. В гостинице, на аэродроме, приходилось бегать по довольно обширной территории, с телефоном в руках, как с миноискателем, в поисках сети. А уж интернет, это отдельная история. Чтобы подать план, пришлось сесть в рейсовый автобус с телефоном на изготовку, и при появлении устойчивого сигнала, орать водителю «Стой» и выходить в лес. Люди смотрели странно. Пускай думают, что грибник, или приспичило. Самое главное было подать план без ошибок. Бывает же, что можно буковку не ту поставить, ну в общем, просто бывает… Проверив план семь раз и один раз отправив, чтобы не нарушать наставления предков, еду назад. Через час снова беру телефон и как борзая по следу зайца, иду по следу сигнала оператора. Нахожу, замираю, чтобы ветром не качнуло, выхожу в интернет, в надежде, что времени нахождения в сети будет достаточно для того, чтобы узнать прошел ли план. Прошел, можно выдохнуть и начать шевелиться. Пока доставал сигарету, сеть пропала. Но я удовлетворен проделанной работой и с удовольствием выкуриваю сигарету и направляюсь на отдых. Аэродромная гостиница вполне сносная и прожить там дня три по силам любому, даже привередливому человеку. К счастью, это только мои предположения, я не проверял. Утром я принял самолет, провел все необходимые процедуры и взял курс на Олекминск. До места назначения всего один промежуточный аэродром. Кричать «Ура» рано, но все же это радует.
Продолжение следует.