YNGWIE J. MALMSTEEN
The Seventh Sign
℗ 1994 / 2001 Spitfire Masters Series 5135-2
13 tracks = 52'55"
YNGWIE J. MALMSTEEN
Magnum Opus
℗ 1995 / 2001 Spitfire Masters Series 5136-2
12 tracks = 52'22"
YNGWIE J. MALMSTEEN
Inspiration (2 CD)
℗ 1996 / 2001 Spitfire Masters Series 5137-2
10 + 5 tracks = 57'06" + 64'04"
Начало 90-х не было легким для первого гитариста-виртуоза нового поколения со звездным статусом из проклепанных 80-х – шведа Ингви Мальмстина. Выпуск слабого альбома "Eclipse" (1990), да еще в компании невразумительного певца Йорана Эдмана (экс-Madison), довел Ингви до потери контракта с Polydor / PolyGram, однако его первый и единственный CD на лейбле Elektra "Fire And Ice" (1992) оказался еще более чудовищен. В результате гитарист утерял контракт с Elektra даже в Японии (невероятно!!!), и на карту оказалась поставлена сама карьера Маэстро, изрядно к тому же подточенная проблемами с алкоголем и кокаином.
Приходится ли удивляться, что получившийся в результате воплощения в жизнь здравых решений CD "The Seventh Sign" (изначально изданный на Pony Canyon в Японии и Music For Nations в Великобритании в апреле 1994 года) оказался претворением в жизнь классического принципа "do or die" и совершенно справедливо считается третьей лучшей после "Odyssey" (1988) и "Trilogy" (1986) работой гитариста за всю его карьеру? Для записи "The Seventh Sign" был к тому же собран настоящий суперсостав – помимо клавишника Матса Олауссона, работавшего с Ингви с 1989 года, над CD трудились барабанщик-виртуоз Майк Террана (чья настоящая карьера звезды-инструменталиста началась именно здесь) и вокалист Майк Вескера (экс-Obsession и Loudness), не только превосходно исполнивший весь материал, но и выступивший соавтором скоростного хита в лучших традициях Ингви "Crash And Burn" и блюзоватой "Bad Blood". Именно на "The Seventh Sign" Ингви достиг, похоже, редкого для себя баланса музыкальных составляющих – простецкого хитового почти спид-метала ("Hairtrigger"), трагической неоклассики (монументальный титульный номер и помпезная инструменталка "Brothers"), осовремененного ритм-энд-блюзового хард-рока почти что в духе позднего Whitesnake ("I Don't Know") и AOR-баллад и полубаллад, более всего похожих на памятник то ли самому себе, то ли славным 80-м ("Meant To Be", "Forever One" и "Prisoner Of Your Love"). Плюс освоение новых музыкальных территорий: ситар во вступлении к "Pyramid Of Cheops" – исторически первой попытке Ингви дать ответ на "Gates Of Babylon" Rainbow , а также воздушная соло-миниатюра для акустической гитары "Sorrow". Заокеанское же переиздание в серии Spitfire Master Series отличается от оригинала не только новым оформлением обложки, но и наличием бонус-трека – несколько необычной для Ингви мощной пьесы "Angel In Heat", некогда входившей в японское издание.
Переиздание же CD "Magnum Opus" (1995) также видится не менее важным событием – как-никак, именно этот альбом стал последней работой гитариста, ориентированной именно на достаточно широкую публику, а не на каких-то второпях придуманных Ингви борцов за идейную чистоту хэви-метала. Оттого-то здесь можно найти полное стилистическое сходство с предыдущей работой: весь материал "Magnum Opus" – просто высококлассный металлизированный, но пожалуй, что несколько более, чем необходимо, AOR. Да, для Ингви оказалась непосильной задача записать второй альбом подряд практически из одних хитов, однако скоростные мелодраматические пьесы с хитовыми мелодиями "Vengeance", "The Only One" и "Fire In The Sky" на веки вечные оказались вписаны в золтой фонд мелодичного гитарного хард-н-хэви. Как-никак, Майк Вескера принял участие в написании уже ровно половины номеров CD… Для вящего коммерческого результата альбом вновь скомпонован безо всяких стилистических неожиданностей – здесь можно обнаружить и запредельно чувственную слезоточивую балладу "I'd Die Without You", и привычные неоклассические инструментальные пьесы "Overture 1622" и "Dawn". Безупречной оказалась и аранжировочная составляющая – "Magnum Opus" записан при участии понимающей друг друга с полуслова ритм-секции в лице барабанщика Шэйна Гэлэса (Cosmosquad) и басиста Барри Спаркса. Отличия же американского переиздания от европейского (Music For Nations) заключаются в оформлении обложки и буклета (старое, честно говоря, было лучше), и вновь в наличии японского бонус-трека – аранжировки темы Антонио Вивальди "Cantabile".
Несмотря на то, что после выпуска "Magnum Opus" Ингви ухитрился почти начисто позабыть о разумной коммерциализации собственного звучания, оба вышеупомянутых CD не остались дилогией – к ним идеологически примыкает один из лучших (если не просто лучший) за всю историю хэви-рока 90-х "трибьют наоборот", то есть сборник кавер-версий "Inspiration" (1996). Собственно, Ингви никогда не скрывал того, что корни его творчества – лучшие образцы хард-рока 70-х: Deep Purple, Rainbow и Scorpions плюс, конечно же, Джими Хендрикс. И, как выяснилось, не они одни – опровергая миф о "тупых металлистах" (чьим олицетворением для некоторых Ингви и является), гитарист поместил на CD еще и версии таких теоретически далеких от хэви-рока групп, как Kansas ("Carry On Wayward Son"), U.K. ("In The Dead Of Night") и Rush ("Anthem"). При всем этом ни одна из пьес сборника не является, что чрезвычайно отрадно, стопроцентной копией оригинала – так, гитарные соло в "Child In Time" и "Pictures Of Home" (Deep Purple) сыграны неоклассической техникой, а столь любимая гитаристом "Gates Of Babylon" (Rainbow) представлена в новой занимательной аранжировке. Композиция же "Manic Depression" Джими Хендрикса даже спета лично Ингви! И, в отличие от многих коллег, гитарист не поленился поместить в буклет CD то ли комментарии, то ли воспоминания молодости по поводу того, почему сюда попала та или иная пьеса. А уж как все сыграно и записано – объяснять не надо: Ингви собрал в студии почти всех музыкантов, помогших добиться ему всемирной славы – барабанщика Андерса Йоханссона, басиста Марселя Якоба, клавишников Йенса Йоханссона и Матса Олауссона и певцов Джеффа Скотта Сото, Марка Боулза и Джо Линн Тернера. Обозреваемое переиздание вдобавок ко всему обладает изрядным коллекционным потенциалом – оно является повторением крайне редкого шведского двойного издания – во второй CD вошло протяженное трехчастное интервью с Ингви и пять композиций: "доисторические" демо-записи групп Power House ("Haunted", 1978) и Rising Force ("Merlin's Castle", 1980, и "Soft Prelude In G Minor", 1982), номер "Voodoo" с "MO" и нереализованная пьеса "Evil".
Будь эти работы изданы в конце 80-х – наверняка все бы они вошли в золотой фонд мирового хард-н-хэви. Увы, в середине 90-х такая ложка к обеду была не то что не дорога, а вообще не нужна: рок-критики, примерявшие на себя мятые гранж-шляпы, вообще ухитрились не обратить внимание на эти работы Ингви. Должный прием они получили лишь в Стране восходящего Солнца, а то, что они сейчас оказались переизданы на Spitfire Records – прямо-таки образчик истинного рок-героизма.
Материал исходно опубликован в газете «Легионер Weekly» дистрибьюторского центра «Пурпурный Легион» №84 (25 января 2002 года).
• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •