В конце занятия йогой или фитнесом мы с ребятами во что-нибудь играем. Игра дает возможность детям познакомиться (в этом году много новичков) и поработать в команде (игра требует вовлеченности всех, чтобы быть успешной). В моей первой младшей группе (1 – 2 классы) спортивной школы сейчас уже больше 20 человек и все они очень разные, поэтому одна из моих задач, на начальном этапе - помочь им научиться работать вместе. И пока идет притирка характеров возникает множество разных ситуаций.
Конец тренировки. Я зову ребят встать в круг, чтобы сыграть в «Котелок», одну из любимых игр детей на разных возрастных группах. Правила игры довольно простые, нужно успевать ловить мяч и вести счет, если зазевался и не поймал мячик, то садишься в центр круга, т.е. становишься «пирожком». Первоклассники становятся в круг, и мы начинаем кидать мяч, появляются первые «пирожки». Всё идет хорошо, до тех пор, пока мяч не выскальзывает из рук одного мальчика. По правилам, он должен сесть в центр круга. «Ну, всё, теперь ты пирожок» - говорю я ему. Мальчик смотрит на меня большими глазами и отвечает: «Нет, я не буду садиться». Я объясняю, что есть правила и, что мы все их исполняем, каждый может попасть в центр круга. У мальчишки начинает дрожать нижняя губа, а на глазах появляются слезы: «Нет, я не сяду!». После чего начинается истерика.
Мне знакома подобного рода ситуация и вижу я её не в первый раз. Если бы мальчик провернул всё это с родителями, то те, скорее всего, пошли бы на попятную, мяч бы ему вернули, слезы утерли, а потом бы ещё и подыгрывали ему, чтобы он чувствовал себя победителем. Но это же не соответствует действительности. Формируя у ребенка завышенную самооценку или, идя на поводу у «слезной провокации», мы приведем лишь к тому, что в будущем он будет считать себя лучше других (что не так), либо попытается решить свои проблемы шантажом. Мне, конечно, очень неприятно быть тем человеком, который запомнится, как вредный дядька, который довел ребенка до слез, но и учиться уважать других в группе тоже нужно. Дети за этим моментом пристально следят и очень не любят тех, кто нечестно играет.
Мальчишка с завываниями отправляется на лавочку, где концерт продолжается. Мы же с ребятами возобновляем игру. Время занятия подходит к концу, ребята разбегаются, а мальчишка так и продолжает истерику и в класс уходить не хочет. Подсаживаюсь к нему, объясняю, что в подобных ситуациях у него есть два возможных типа поведения, либо он играет со всеми по правилам, либо ревет в одиночестве. Выбирать ему. Но я бы выбрал первое, так как реветь одному – скучно и бесполезно. Мальчик слушает, сидя спиной ко мне, иногда, поглядывая на меня из-за плеча, но ещё не теряет надежды развести взрослого на извинения. Это же мы его все обидели, а он ни в чем не виноват. Но тут меня просят выйти в коридор, и мальчишка остается без зрителей. Через некоторое время он выходит из зала, как будто ничего и не было, и идет в класс.
Меня всегда беспокоит, сможет ли маленький человек правильно переварить, полученный опыт, и сделать нужные выводы. Я всегда ищу верные формулировки, чтобы до ребенка дошел главный посыл, что его никто не хочет обидеть, что никто не говорит ему, что он плохой или, что с ним никто не хочет «водиться». Необходимо чтобы он понял, что в данный момент его поведение не соответствует ситуации и что нужно, что-то менять.
Обычно всё становится понятно на следующее занятие. Если ребенок ничего не понял, то, скорее всего, в следующий раз, он не придет, скажет маме, что там все плохие и его обижают, но, если он сможет пропустить через себя эту ситуацию и сделать выводы, то я буду считать это своей маленькой педагогической победой.
На следующее занятие мальчик пришел. Я веду себя так, как будто бы ничего не было, он ведет себя так, как будто бы и не заливал зал слезами, и мы вполне себе дружелюбно тренируемся. Доходит дело до игры. Мяч кидают мальчику, мальчик не ловит и спокойно садится в центр круга. При этом, показывая на свою желтую майку, говорит: «Я вкусный, золотистый пирожок». Все смеются. Вот и хорошо.