Найти тему
Беларускі ўрбаніст

Удобный Минск будущего. Часть пятая: Уличная среда.

Или как развернуть город лицом к человеку

Почему я решил обсудить эту тему? Да потому, что от того, в каком состоянии улица, переулок или проспект зависит абсолютно всё в городе. От того как и на чём вы будете передвигаться по городу, до того где будете проводить приятный вечер и гулять с друзьями. Любая улица - это не только дорога , но и серьезная роль в жизни города и его облика. Тема очень обширная, поэтому пишу в формате: что имеем и как надо.

Начнём с тротуаров

Что имеем: Спальники столицы заполнены множеством замысловатых и бессмысленных дорожек, которые проложили не туда куда ходят минчане. По итогу: Народных троп в городе не счесть. Центральные улицы, если и наделены широкой мостовой, то она зачастую кроме квадратных метров плитки ничего не представляет. Лужи - постоянные обитатели столичных тротуаров.

Как надо: При реконструкции улиц нужно учитывать то, где собственно ходят люди. Тротуар должен быть выше газона, чтобы вода не стекалась людям под ноги. Так же водосточные трубы обязаны уходить в ливнёвку напрямую. Если на улице квартальная застройка, тротуар (простите но это слово встречается часто) нужно вести ближе к фасаду здания. Это будет способствовать открытию бизнеса на первых этажах домов, плюс повысит общую безопасность района.

Озеленение

Что имеем: Да, столица наполнена парками и зелеными зонами (о них я напишу отдельную статью). Однако к улицам есть претензии. Например центральный проспект города вообще долгое время не имел деревьев. Саженцы чаще всего ломаются и растут медленно (тот же Независимости в пример). Однолетние растения дороги и неудобны в эксплуатации. Вообще насаждения за частую расставлены не ландшафтными дизайнерами, а судя по всему районным ЖЭУ. Выходит весьма колхозно.

Как надо: Когда строили и сдавали центральный проспект Минска, деревья вкапывали в проспект уже взрослыми! Почему нельзя так делать сейчас? Сажать нужно осенью а не во время весенних субботников, так дерево лучше усвоится в земле. Так же при реконструкции улицы нужно привлекать ландшафтных дизайнеров. В совместной работе с архитекторами, озеленение будет украшать улицу и не заслонять архитектурные виды. Ну и многолетние растения содержать гораздо дешевле .

Место автомобиля

Что имеем: Это очень обширная тема. Одно можно сказать наверняка: в городе не соблюдаются приоритеты. Парковки в центре хоть и платные, однако улицы забиты под завязку. Та же ул.Интернациональная при всей своей красоте по сути является вытянутой стоянкой. Использование улочек в центре города как паркинг, в принципе только увеличивает автомобилизацию и маятниковое движение. Проспекты и крупные городские проезды во многих местах перерезают пешеходные связи. Люди вынуждены перемещаться через подземные переходы при том что на перекрестках все равно есть светофоры. В общем приоритет в городе не на человека, а на автомобиль и его требовательного владельца. По итогу страдают все.

Как надо: Парковок в центре должно стать меньше и стоимость парковки надо делать такой, чтобы там всегда были свободные места. Узкие улицы центра должны стать пешеходными с возможностью заезда спец техники (выкидываем цепи и столбики ул.Комсомольской). Парковки в спальниках нужно строить так, чтобы они не перегораживали пешеходам фасад дома. На перекрестках с подземными переходами вернуть обычные, чтобы маломобильные люди и велосипедисты могли спокойно переезжать дорогу (10 секунд к светофорной фазе, не будут смертельными для "несчастных" автомобилистов). Иногда излишняя ширина проспекта только увиличивает пробки из за эффекта "бутылочного горлышка", в этих местах нужно сужать проезжую часть и принимать меры по успокоению трафика. Город где автомобиль на своём месте удобен и красив.

Фасады

Что имеем: Да, в столице в отличие от того же Киева, не так много визуального мусора. Однако вывески и реклама не должны быть в ущерб архитектуры зданий и общему виду улицы. В стилистически едином проспекте Независимости можно увидеть огромное разнообразие вывесок разных цветов и форм. Ближе к краю города улицы начинают пестрить чем попало ( Чем то вроде огромных бегущих строк и тд. колхоз тот ещё.).

Как надо: В приличных и цивилизованных городах принято вырабатывать единый дизайн код для улицы или даже целого города. Та же Москва (когда то мировая столица неконтролируемой рекламы) ввела единый дизайн код и привела в порядок множество фасадов в центре города. Это же нужно и нам. Наводить порядок и определять заранее где будет реклама которая не мешает городу и не засоряет вид. Было бы хорошо продумать единый фирменный дизайн для остановок указателей и табличек. Так город пол учит свою узнаваемость и бренд.

Велосипед

Что имеем: Велосипедная часть улицы зачастую провоцирует конфликты интересов и сделана для галочки. Дорожки проложены по бордюрам и через потоки пешеходов. Судя по всему, те, кто рисует на тротуарах полосы, никогда не пользовались велосипедами. Брусчатка, высокие бордюры, ливнёвки, урны, столбы и киоски - постоянные жители велодорожек.

Как надо: На эту тему я написал довольно подробную статью. Поэтому эту обширную тему лучше почитать отдельно. В крации скажу что нужно разделять трафик пешеходов и велосипедистов. И комплексно продумывать всю улицу.

Эпилог

Город может иметь человеческое лицо, достаточно вполне косметических изменений и поэтапного улучшения, что бы через несколько лет жить совершенно в другой среде. Жаль что те, кто принимает решения не имеют должной квалификации в этом вопросе. Что уж говорить некоторые не интересуются темой даже поверхностно. Однако ситуацию можно менять. Чем больше люди знают о том как надо делать город и говорят об этом, тем больше шансов на изменения. Так же можно требовать изменений (требования же не космические. там переход тут тротуар и тд.) с помощью петиции обращений в соответствующие кабинеты. Иногда это работает.

Пока это все законные способы что то поменять, буду рад вашим лайкам. Благодаря им статья появляется чаще в ленте Яндекса. А также советую заходить на сайт https://petitions.by/ . Там появляются десятки петиций и обращений по городским проблемам, на которые исполком обязан отреагировать.

Спасибо что дочитали статью!

Подписывайтесь на мой телеграм канал!