Найти тему
Сделано у нас

Нужно ли возрождать разрушенные заводы?

Я очень часто слышу в комментариях мысль, что якобы в России закрывается множество заводов. Правда, никогда никто не может привести списка этих закрытых заводов, ну максимум несколько из своего города, закрытых за 30 лет. Так что о массовости этого явления говорить не приходится.

Но, заводы в России действительно закрываются, это факт. Но вопрос в другом, а нужно ли прилагать усилия, чтобы заводы эти перезапустить?

Начну с того, что случаи бывают разные. И какие-то специфические частные случаи я хотел бы вынести за скобки. Поговорим о проблеме в целом.

Для начала давайте подумаем, а почему вообще останавливается производство? Я думаю достаточно редки случаи когда прибыльный завод останавливается потому, что его собственникам надоело просто заниматься этим видом деятельности. Чаще всего есть какая-то другая, более серьезная причина, в результате которой, продукция завода перестала быть востребована.

Какие это причины? Ну, например, и тут типичный пример ЗИЛ, когда руководство завода по тем или иным причинам не уделило достаточно внимания разработке новой продукции, снимая сливки с устаревшей.

Или, например, изменились предпочтения потребителя, тут пример это наши часовые заводы - сегодня люди в массе своей не носят часы, так как есть смартфон. Часы из массового продукта перешли в разряд нишевого продукта, и столько часов как раньше уж просто не нужно.

Другой пример - истощение источников сырья, а везти сырье издалека невыгодно.

Есть и други варианты, но суть всегда одна - продукция завода по тем или иным причинам никому не нужна.

Теперь вопрос: если завод запустить снова, неужели его продукция вдруг станет востребована? Да нет, конечно. Потому как надо сначала устранить причины, найти новые рынки сбыта, а потом уже объявлять набор сотрудников. Но как найти рынки сбыта для часов? Запретить смартфоны?

Так вот, к чему я веду. Если исключить ряд частных случаев, то в целом возрождение завода в принципе невозможно. Ну не нужно сегодня столько тракторов, потому что один современный трактор в 7-10 раз эффективнее старого. Не нужно столько подшипников, так как современный подшипник гораздо надежнее старого, и работает намного дольше. Большинство когда-то закрытых заводов открыть снова просто невозможно.

И это я еще молчу про то, что построенные 50-70 лет назад заводы, сегодня часто уже просто не соответствуют времени, например изменились требования к тому как должны быть построены производственные помещения, в плане освещения, обогрева, материалов, планировки. И единственный вариант - снести и построить заново.

И есть еще один аспект. Допустим руководство завода не вкладывало деньги в модернизацию, в разработку новых моделей, и в итоге потребители продукции этого завода ушли к другому, где закупали новое, эффективное оборудование, вкладывали средства в новые модели, и смогли предложить качественный современный продукт. Первый завод, ожидаемо загнулся.

Тут вдруг государство решило "не хорошо это, люди без работы, такой хороший завод был... давайте как его возродим". Выделяет миллиарды рублей, завод оснащают современным оборудованием, внедряют новые разработки, начинается производство... и часть клиентов второго завода возвращаются на первый. Вам не кажется что это не справедливо? Один завод пинал балду, собственники бездари, инженеры лентяи, разрабатывали всякие поделки типа "Иван Калита" (это просто пример), а другой вкладывал деньги в модернизацию, повышал эффективность, предлагал новые модели, он заслуженно получил новых клиентов... и тут за госсчет у него их отбирают. И зачем тогда стараться? Может лучше тоже нихрена не делать, ничего страшного, государство если что все исправит, за деньги налогоплательщиков. Это справедливо?

Но как же люди, скажете вы. Ведь на заводе работали, возможно тысячи человек. А тут тоже не все так просто. Если завод возрождать, то его ну как минимум нужно модернизировать. И после закупки новейших роботизированных линий и обрабатывающих центров окажется, что на заводе работало, скажем, 1500 человек, а теперь нужно 150. И даже эти 150 это уже не те, кто там работал, так как раньше там было 100 токарей, а теперь там нужен один оператор обрабатывающего центра, а такого специалиста на заводе не было. То есть даже в случае возрождения завода, те 1500 человек останутся без работы.

И вот в итоге о чем я хотел сказать - на самом деле в большинстве случаев восстановление производства на закрытом заводе вещь не только невозможная, но и попросту бессмысленная. Повторяю, случаи разные бывают, и примеры возрожденных заводов я показывал у себя на канале, но обычно нужно думать не о возрождении завода, а о строительстве нового! С другой продукцией, возможно в другом месте. Но нового! Что собственно и происходит.

Не забывайте подписываться на нашу ленту.

И заходите на наш сайт "Сделано у нас" - там хороших новостей гораздо больше!