Найти тему

Признак Профессионального Тренера №04

Владение «Обратной Связью Высокого Качества» иногда кажется вам важнее, чем владение обычной речью.

Если представить обучение как полет на воздушном шаре, то при угрозе падения и необходимости принятия решения о сбрасывании части полезного груза для сохранения «плавучести», я бы до последнего пытался сохранить именно Обратную связь! Да, в эффективном обучении много равноценно значимых компонентов, но Обратную связь я бы уверенно поставил на отдельный пьедестал.

Я считаю, что именно изменение подхода к формализации процедуры обратной связи и обеспечило возможность перевода машинного обучения на принципиально иной уровень, что в свою очередь привело к долгожданному прорыву в сфере развития Искусственного Интеллекта!

Ни для кого уже не новость, что ИИ сегодня учится со скоростями, которые даже трудно вообразить. Посмотрите, сколько времени понадобилось программе «Альфа Го», чтобы с нуля научиться играть и победить самого крутого в мире чемпиона!
И несмотря на все эти громкие победы в IT-отрасли, мы, люди, в некоторых аспектах обучения продолжаем действовать с эффективностью, немногим превышающей подходы первобытных племён.

Что из инструментов обратной связи есть в обиходе «обычного» родителя? Ор и крик, негативные оценочные фразы на уровне личности, фразы вроде «легче самому сделать, чем тебя пытаться научить», подзатыльник, ремень, лишение чего-либо в случае неправильного исполнения того, чему он пытался научить своего ребёнка...

У учителя, в принципе, есть всё тоже самое (за исключением рукоприкладства) плюс констатирующая результат выполнения заданий оценочная бальная система. Ни о какой конструктивной обратной связи по процессу исполнения в системе массового образования пока говорить не приходится. Я уверен, каждый из нас хотя бы раз в жизни (а многие, думаю, и не раз) сталкивался в процессе обучения с обратной связью настолько низкого качества, что после неё, если и не хотелось сразу повеситься, то всякое желание продолжать обучение исчезало без следа.

Качественная, конструктивная обратная связь способна творить чудеса:

  • позволяет ученику точно понимать, в чем он продвинулся, а что конкретно и, главное, как конкретно можно улучшить;
  • предполагает качественную, ясную и наглядную демонстрацию обучающим тренером того, что он ожидает увидеть в исполнении ученика;
  • не фиксирует внимание ученика на совершенных ошибках, а сразу дает ему понимание, как улучшить свои действия;
  • воспринимается учеником как проявление заботы и поддержки со стороны тренера, поэтому вселяет в него дополнительную веру в успех и повышает мотивацию на продолжение обучения;
  • позволяет ученику сохранить свою самооценку и «социальное лицо» в группе коллег, а также повышает доверие и уважение к тренеру.

Всё вышеперечисленное в итоге приводит и к значительному сокращению времени обучения, и к заметному повышению его качества.
Если конструктивная обратная связь так чудесна и эффективна, почему ею никто не пользуется? Мой ответ таков: потому что она противоестественна нашей эмоциональной природе и требует специальной подготовки.

Давайте поясню. С одной стороны, эмоции очень важны для обучающегося при формировании его мотивации и подкреплении правильных действий. С другой, эмоции есть и у обучающего. В этом, мне кажется, мы сильно уступаем искусственному интеллекту, объективному и беспристрастному в вопросах обратной связи. Согласно формуле эмоций (Э = Ф - О): отрицательные Эмоции возникают у человека тогда, когда реальность (случившийся Факт) не совпадает с выстроенным им заранее Ожиданием (представлением о том, как что-то должно произойти).

Не нужно быть Вангой для предсказания того, что первые действия любого новичка в процессе освоения новых знаний и навыков будут далеки от идеала, а значит и от ожиданий обучающего. «Обычный» родитель (учитель, руководитель или тренер), продемонстрировав какое-либо комплексное поведение в виде автоматизированного навыка, сразу в своём воображении представляет ученика, который точно воспроизводит показанные ему действия.

Ещё более качественного результата родитель ожидает от обучаемого, если дал ему (как думает сам) вполне четкие и внятные пояснения относительно исполнения изучаемого навыка. Также обучающий может задавать очень «умные» вопросы такого типа: «Почему у меня получается, а у тебя нет?» или даже круче: «Почему у всех получается, а у тебя нет?»

Отвечает обычно сам же родитель или учитель: «Всё потому, что ты не стараешься!»
Добавьте к этому ещё и «странное» свойство человеческой памяти забывать о том, как
непросто когда-то было самому выучить этот и другие навыки с нуля (видимо, наше сознание стремится вытеснить из памяти моменты нашей слабости и унижения). А ещё приплюсуйте и то, что взрослые очень не любят когда у них что-то не получается, особенно если провалу предшествовали «правильные» действия и слова. И когда это все-таки случается, они всеми силами неосознанно стараются переложить на обучаемого всю ответственность за неуспех.

Что мы получаем в итоге: гарантированно не преуспевшего с первого раза обучаемого и сильно раздражённого обучающего. А если у последнего ещё и самооценка занижена или какие другие психологические комплексы присутствуют, то его отрицательные эмоции и последующая реакция будут гораздо интенсивнее.

Какой поддерживающей конструктивной обратной связи можно ожидать от человека в глубоком негативном эмоциональном состоянии, чья самооценка испытывает серьезное внутреннее напряжение?
Что и каким тоном такой человек будет говорить своему подопечному?
На чем он в первую очередь сфокусирует внимание ученика?
Куда он выплеснет свой эмоциональный негатив?
Какие эмоции он вызовет у новичка?
В какое состояние введёт?
Насколько это состояние будет способствовать эффективному продолжению обучения?...

Даже если этот обучающий, скрипя зубами, продолжит свою работу и, «потратив дополнительное время», даст «соответствующие» комментарии ученику, тот вряд ли, будучи эмоционально подавленным, сможет качественно выполнить требуемые действия, чем ещё больше разозлит своего учителя.

Я согласен с тем, что сохранять эмоциональную стабильность, трезвость мышления и доброжелательность по отношению к ученику в ситуациях работы с обратной связью, действительно, очень непросто. Развитие навыка её профессионального использования требует отдельного внимания и специальной тренировки.

В НЛП мы уделяем большое значение осознанному построению эффективной работы с обратной связью. Для этого была разработана специальная процедура с набором конкретных критериев и рекомендаций. Процедура эта называется «Обратная Связь Высокого Качества (ОСВК)».
Обратная связь высокого качества (ОСВК) - информация о результатах произведенного действия, данная человеком самому себе, другому человеку или группе людей в такой форме и последовательности, в которой она наиболее полно сможет быть использована для дальнейшего качественного роста и повышения эффективности лица, выполнившего данное действие.
В нашем тренерском курсе мы приступаем к освоению
ОСВК буквально с первого упражнения. И все равно проходит не один день прежде, чем будущие тренеры начинают свободно и естественно давать себе и другим качественную конструктивную обратную связь.
Мой опыт показывает, что полноценное освоение ОСВК со временем не только значительно
улучшает стиль профессиональной коммуникации тренера, но и трансформирует его мышление в целом!

(с) Александр Герасимов, 2019 г.