Ваша речь пресуппозиционно чиста и позитивна как слеза радости младенца.
Имей я более высокий социально-управленческий статус (хотя меня полностью устраивает и мое текущее положение в обществе), я бы узаконил этот признак, как один из самых главных критериев при отборе персонала на наиболее значимые социальные (публичные) профессии: от нянечек в детсаду до ректоров Университетов; от педиатров в поликлиниках до начальников паспортных столов и других государственных ведомств, обслуживающих население.
Я, конечно, не настолько «Мечтатель», чтобы даже в самых идеалистических фантазиях предлагать использовать этот критерий для отбора сотрудников, например, в МВД…
Но, по моему глубокому убеждению, специалисты, наделённые государством определенным статусом, имеющие, в рамках своей работы, доступ к большому количеству людей, когда-то же должны начать отвечать за то, какое психологическое влияние они оказывают на развитие личности этих людей!
Многие обыватели десятилетиями наивно продолжают искать в НЛП «тайные методики дистанционного негативного воздействия на человека». А я вам скажу, что самые жестокие вербальные бессознательные взаимные унижения присутствуют в нашей с нашей с вами повседневной жизни много столетий, просто пока мы их воспринимаем как норму! Зайдите в любую школу на урок, на любое совещание у руководителя, хоть в коммерческой, хоть в государственной организации, и послушайте, как многие учителя, топ-менеджеры, врачи и чиновники общаются в рамках своей профессиональной деятельности. Уверен, что выслушав их обычную речь, вы ничего особенного не заметите, если только не обладаете специальной лингвистической подготовкой, без которой люди не способны распознавать глубинные психологические установки, скрывающиеся за словами их собеседников.
Но именно они, индивидуальные установки «значимых лиц» (родителей, учителей, врачей, руководителей и т.д.), оказывают (мимо осознания) серьёзное влияние на самооценку человека, на его убеждения относительно своих возможностей и достоинств и, в целом, на его представление о себе, на развитие его личности и на крепость его психологического здоровья!
Если у какого-либо специалиста социальной профессии, в силу воспитания и полученного жизненного опыта, накопилось большое количество подобных «токсичных» психологических установок, то он будет неосознанно «заражать» ими всех, с кем общается. Особенно этому негативному воздействию будут подвержены «зависящие от него по статусу» члены коллектива (ученики, подчиненные, пациенты, просители и т.д.), а также люди с ослабленным психологическим здоровьем (неуверенные в себе, морально униженные, эмоционально подавленные, переутомленные и и т.д.).
При этом важно помнить, что человеку с «токсичными» установками, чтобы оказывать деструктивное влияние на личность окружающих, даже не нужно быть вербально-агрессивным в коммуникации. Совсем нет, он может читать самую обычную лекцию, самым обычным голосом или просто общаться с учеником у доски, а может отвечать на вопрос студента, подчиненного или пациента: внешне все будет выглядеть очень даже пристойно.
К сожалению, сегодня даже юристы, насколько я знаю, не имеют официального права «придираться» к пресуппозициям «внешне позитивной» речи. И поэтому пока «чистота и позитивность пресуппозиций» — это только признак профессионализма, а не квалификационное требование.
На тренингах я часто рассказываю, как уже на четвёртом курсе педуниверситета чётко понимал, что ни за что не пожелал бы своим будущим детям учиться в школе как минимум у трети из моих сокурсников и сокурсниц. Я знал, что через год все мы получим дипломы и равные права на доступ к психике учеников, чтобы отправиться в школы и сеять вечное... кто-то добро, ну а кто-то зло, пусть даже неосознанно.
Тема работы с речевыми и личностными пресуппозициями одна из моих самых любимых в НЛП, и ее важность и крутость в трёх абзацах не изложить.
Поэтому в завершение скажу, что когда однажды мы захотим вырастить хотя бы немного более здоровое поколение сограждан, то нам необходимо будет очень внимательно проверять, кого мы допускаем к детям и студентам под видом учителей, профессоров и тренеров. Будут ли наши дети расти в окружении психологически здоровых, самодостаточных, цельных и целостных личностей с адекватной самооценкой, способных и в других, даже маленьких, людях видеть личностный потенциал и помогать ему максимально раскрыться? Или им снова придётся, обучаясь у «латентных социопатов», «деструкторов» и неконгруэнтных людей с неадекватной самооценкой, вместе с новыми знаниями неосознанно и неизбежно впитывать все отравляющие идеи о собственной беспомощности, ненужности и никчёмности?!
На логичный вопрос «а что же теперь делать тем, кто хочет стать учителем или тренером?» мой ответ прост: как и с физическим здоровьем, для начала нужно проверить его состояние, а в случае необходимости получить соответствующую профессиональную помощь. Говоря конкретно, возможно, в далеком будущем государство введёт обязательное требование о прохождении курса психотерапии всеми специалистами социальных профессий, а также, возможно, у государства появятся средства, чтобы обеспечить этих людей бесплатной психотерапевтической помощью.
А пока ответственность за собственное психологическое здоровье находится только в руках самих тренеров, учителей и преподавателей, и каждый сам решает, стоит ли ему с этим заморачиваться или нет.
Но, как показывает практика, одного только хорошего психологического здоровья часто оказывается недостаточно для качественной и осознанной работы «в поле поддерживающих конструктивных» пресуппозиций. Как я уже говорил выше, процесс пресуппозирования находится за пределами сознания человека, и их отслеживание в процессе общения не является обыденной привычкой.
Пресуппозиционный анализ текста – это специальный лингвистический инструмент, овладение которым предполагает отдельное обучение. Динамическое вычленение личностных пресуппозиций партнеров в процессе коммуникации – это одна из очень популярных сегодня компетенция в сфере бизнеса. Автоматизация данного навыка уже требует достаточно большой практики. А если говорить о полноценном развитии навыка контроля собственного эффективного пресуппозирования в процессе спонтанного формирования речи при взаимодействии с группой, то, как вы догадываетесь, нужно ещё больше времени для тренировки.
Я помню те необычные эмоции, которые возникали у меня в процессе встраивания этой компетенции: вроде бы я продолжал говорить на родном языке, но было полное ощущение, что я с трудом пытаюсь изъясняться на иностранном.
Контролировать не только подбор нужных слов, а ещё и думать о глубинной структуре речи в процессе ведения тренинга, по началу было очень непросто. Именно поэтому я отнёс данную компетенцию к признакам профессионального тренера, так как при всем желании за пару недель ее не довести до полного автоматизма и спонтанности.
(с) Александр Герасимов, 2019