Найти тему
Дошкольный логопед

20 игр с осенней листвой. Или чуть больше:)

Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу... (А.Н. Майков)
Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу... (А.Н. Майков)

Люблю необычные игрушки. Те, которые увлекают, завораживают ребенка, становятся источником его интереса на много и много дней. Например, конструктор. Сегодня это дом, где тщательно, с любовью спланированы спальня, гостиная и кухня, завтра – рыцарский замок (гараж, космическая станция, будка для игрушечной собаки, наблюдательная башня, маяк и пристань для кораблей, военная база… да мало ли что).

Такие игрушки растут вместе с ребенком и с легкостью вписываясь в любой игровой сюжет.

А еще люблю, когда игрушку мастерят из подручного материала. Тогда самая обычная вещь, на которую порой и не посмотришь-то внимательно, оказывается в десятки раз лучше дорогого развивающего пособия.

Например, осенние листья, которые мы смело, по-майковски, топчем ногой.

Что можно сделать с этими «дарами природы»?

Вот традиционные варианты.

1. Аппликацию. Ваш ребенок потренирует мелкую моторику, потому что приклеивать листок не так-то просто, нужны мышечные усилия и хорошая координация глаз-рука.

Если сюжет картины придумывает сам малыш, то «бонусом» будет развиваться воображение, если вы заранее подготовили картину, и просите «Сделай, как у меня» - внимание, если показали и спрятали – при той же инструкции – память. И конечно, стоит обсудить, что изображено на готовом шедевре, вне зависимости от сюжета вспомнить такие слова как «крона», «листва», «листопад», «багряный», «золотой», «пурпурный», «желто-зеленый», - это о листьях, которые вы использовали в работе. И здесь совершенствуется речь.

2. Любимая всеми педагогами игра «С какой ветки детки?». Так интересно рассматривать листву разных деревьев и отгадывать: откуда она? Этот лист упал с клена, этот – с дуба, а этот – с каштана. Так весело и просто отрабатывать притяжательные местоимения «кленовый», «дубовый», «каштановый», и пополнять словарный запас играющего ребенка.

Что еще можно придумать с осенней листвой? Есть и другие, менее традиционные варианты.

- Можно поднять листок и попросить: «Найди такой же», а когда парочек соберется достаточно много – разбиться на команды. Смешиваем и играем на скорость: раз-два-три… Глазом не успеете моргнуть, как ватага ребят растащит ваши запасы. Кто нашел больше листьев-«близняшек»? Кто победил? Игра развивает аналитическое мышление, внимание, навыки счета.

- Осенняя листва – прекрасный материал для классификации. Высыпаем перед детьми ворох листьев и говорим: «Разложите их так, чтобы рядом, в одной кучке оказались похожие листья». «Чем похожие?», - обязательно спросит кто-то из дошколят. «Подумайте сами». Все. Можно наблюдать и радоваться, как обсуждают, спорят, аргументируют свое мнение дети. Маленький научный симпозиум. «Большие и маленькие?», «Красные, желтые и оранжевые?», «Березовые, рябиновые, дубовые?» или догадаются поделить на «Хвойные и лиственные»? Посмотрим. А для почти школьников заранее оговорим в правилах: «Кучек должно получиться две (три)».

- Помните, знаменитые игры – сериации? Они построены на сопоставлении предметов. Например, матрешка или пирамидка. Ребенок путем практических действий усваивает понятия величины, учится измерять (поставь матрешек рядом, посмотри, какая из них больше), делать выводы («Эта матрешка больше, они стоят близко друг к другу, и я точно вижу, что одна из них выше другой»). Отберите только кленовые листья и дайте малышу такое же задание: «Разложи листочки от меньшего к большему, то есть так, чтобы первым был самый маленький листик, а последним – самый большой». Четырехлетке хватит пяти-семи листьев, а ребята постарше справятся и с двадцатью. Кстати, здесь тоже можно играть на скорость: «Кто быстрее и без ошибок справится с заданием: Тимур или Сеня, Тая или Артем?».

- Собрав осиновые листья, можно потренировать цветовосприятие ребенка: пусть попробует разложить от самого бледного листочка к самому насыщенному – багряному. Получилось? Высокий художественный потенциал – налицо.

- Скоро в школу? Не за горами первые диктанты? Вашему малышу пригодится умение слушать и ориентироваться в пространстве. Сажаем за стол, вручаем пять листьев с разных деревьев, лист бумаги формата А4 и «диктуем»: «Положи лист рябины в верхний правый угол, лист березы – в нижний левый, верхний левый угол укрась осиновым листком, нижний правый – дубовым. Лист клена положи по центру, в середину листа».

- Условия те же, но задача – потренировать память. Выкладываем узор из пяти разных листьев, хотите – по углам и в центре, хотите – в линеечку, то есть подряд. Фотографируем. Сдуваем. Просим ребенка восстановить. Сравниваем с фотографией. Если нужно – исправляем ошибки (пусть найдет сам!) и хвалим.

Или так: выкладываем листочки один за другим, называем: рябиновый, березовый, осиновый, дубовый, кленовый. «Закрывай глаза». Убираем один – два листочка. «Открывай глазки. Смотри внимательно: какого листочка не стало?».

- Займемся математикой? Возьмите пять листочков с одного дерева, разложите перед ребенком, дайте еще раз пересчитать. Теперь попросите закрыть глазки и уберите три листика. Спросите: «Сколько листочков унес ветер?». Не торопите малыша с ответом: пусть хмурит брови, загибает пальцы, бормочет под нос, - думает.

Знакомое со школы: «У меня пять кленовых листиков, а у тебя три березовых. У кого больше? Как сделать, чтобы листочков стало одинаково, поровну?».

А немного схитрив, вы лишний раз потренируете не только счетные навыки, но и мышление малыша. Разложите листья в два ряда – один под другим. Например, в верхнем ряду – крупные, кленовые, выдержав широкое расстояние между ними, в нижнем – березовые, мелкие, прижав поближе друг к другу. И хотя в верхнем ряду три кленовых листика, а в нижнем березовых целых шесть, если вы постараетесь, зрительно верхний ряд будет казаться длиннее. Все готово. Спрашиваем малыша: где листьев больше, и слушаем его рассуждения на тему, как он это узнал и каким образом проверил.

- Умение устанавливать закономерность необходимо будущему ученому, да и в обычной жизни лишним не будет. Начинаем с простого: лист березы – лист осины – лист березы – лист осины. Просим: продолжи ряд. Не сомневаюсь, что постепенно вы дойдете до трех-четырех повторяющихся элементов. Например: два рябиновых листика, дубовый, два березовых и лист клена. Или даже выложите целую мандалу: симметричный рисунок из осенней листвы.

- Хотите поработать над графомоторными навыками, подготовить руку ребенка к письму? И здесь пригодятся осенние листья. Во-первых, их можно обводить по контуру, закрашивать или заштриховывать полученное изображение, вырезать. Во-вторых, вы можете обвести листья по очереди, так, чтобы их контуры перекрывали друг друга, выдать ребенку цветные карандаши и попросить найти и обвести каждый листок (высший пилотаж – закрасить, учитывая расположение. Если рябиновый листок лежит сверху березового, березовый мы увидим не целиком, верно?). А еще можно сложить лист бумаги пополам и обвести половинку кленового листика, развернуть и предложить ребенку закончить картину, то есть дорисовать симметрично, ориентируясь на заданный образец. Последние два задания тренируют не только моторику, но и восприятие, внимание, усидчивость в целом.

- Как насчет развития речи? Считаем и проговариваем: один красный кленовый лист, два красных кленовых листа, три красных кленовых листа, четыре красных кленовых листа, пять красных кленовых… нет, не листов, - листьев! Можно и в обратном порядке: пять красных кленовых листьев, четыре красных кленовых листа, три красных кленовых листа…

Или так: выберите по листочку с двух разных деревьев. Пусть ребенок расскажет: чем они похожи? Чем отличаются? Если играют несколько детей – предложите говорить по очереди, получится небольшое соревнование.

- Лист березы похож на треугольник, а лист рябины – на овал;

- Лист березы желтый, а лист рябины – красного цвета.

- Лист березы маленький, а лист рябины большой.

- Лист березы широкий, а лист рябины – узкий.

- Березовые листочки растут «по одному», а рябиновые – парами, друг напротив друга. И т.д.

Кто последним назовет подходящий ответ – тот и выиграл.

На прогулке не забудьте попросить найти листочек на тротуаре, перед качелями, около скамейки и за скамейкой, под столом, справа от песочницы, слева от игрового домика, между качелями и верандой.

Или начните диалог:

- Положи листочек на стол. Куда ты положил листочек?

- На стол.

- А теперь возьми листок. Откуда ты взял листок?

- Со стола. (Впрочем, некоторые уверены, что из).

Еще интереснее, когда ребенок кладет листочек под или за лавку. Здесь предстоит долгое размышление о том, откуда же он взял листок. (Если что – из-под лавки или из-за лавки.)

Так весело, в игре вы учите ребенка согласовывать числительное с прилагательным, числительное с существительным, отрабатываете употребление предлогов и повторяете анонимы.

Вот такое многофункциональное, развивающее, а главное – бесплатное пособие. Играйте с удовольствием!