Так сложилось, что практически в каждом регионе России, где ещё сохранились независимые ликёро-водочные заводы, выпускается свой коронный бальзам, а то и не один. Это сногсшибательные согревающие душу и тело настойки на травах, пряностях и бог знает на чём ещё, заменить которые не в состоянии никакой «Егермайстер».
В Удмуртии есть «Иднакар», в Башкирии — «Белебей» и «Агидель», а «Татспиртром» выпускает незабвенную «Бугульму».
Кстати, вот моя любимая про «Бугульму» история.
В Казани есть молодёжно-студенческий бар «Соль». Очень симпатичный: когда я там был, играла такая африканская музыка, которой даже у меня в фонотеке нет. И «Соли» работал шеф-бармен, который фанатично любил «Бугульму». В меню было штук наверное сто коктейлей на «Бугульме», но и в чистом виде её там пили так, что мало не покажется, — и всё из-за этого вот человека (зовут его Александр Монахов, сейчас он работает в Москве).
В «Татспиртпроме» однажды узнали, что продажи бальзама невероятно взлетели из-за какой-то там «Соли» и что молодёжь Татарстана считает его чуть ли не лучшим способом накидаться и расслабиться. Поэтому пригласили шеф-бармена вместе с журналистами казанского сайта «Инде» на производство. Показали, как что делается, провели по всем этапам, потом привели в кабинет генерального директора на встречу. Генеральный директор принял молодёжь тепло и отечески, поблагодарил за популяризацию прекрасного напитка среди нового поколения и сказал: «Вы знаете, у меня есть идея, как сделать наш замечательный бальзам «Бугульма» ещё популярнее: надо переименовать его в «Татарстан»!»
К счастью, этого не случилось. Тем более, что бальзам «Татарстан» «Татспиртпром» и так делал, а теперь не делает.
Так вот, это отступление, а написать я хотел о бальзаме, который выпускают в Кузбассе: «Мустаг».
Это поистине культовый напиток. Мустаг — гора в Таштагольском районе Кемеровской области, рядом с горнолыжным курортом Шерегеш. И практически каждый горнолыжник или сноубордист — если он, конечно, употребляет алкоголь, — когда приезжает на Шерегеш обязательно выпьет хотя бы одну рюмку бальзама. Ну потому что — а как?
Я попробовал «Мустаг» впервые в прошлом году как раз в Шерегеше и взял даже с собой маленькую бутылку в Москву. Это оказался поистине незабываемый напиток: видите, столько месяцев прошло, а впечатления так свежи и неповторимы, что мне наконец захотелось о них рассказать.
Во-первых, состав. Бутылки у меня уже нет, но я помню, что он еле помещался на этикетке, и вот нашёл его в сети:
Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья «Люкс»; вода питьевая исправленная; морс красной рябины; морс черноплодной рябины; морс черёмухи; морс вишни; морс кураги; морс шиповника; настой растительного сырья: родиолы розовой, донника, калгана, кориандра, девясила, зверобоя, можжевеловой ягоды, мяты перечной, чабреца, имбиря, левзеи, дубовой коры, тысячелистника, аира, бадана, женьшеня, корицы, мускатного ореха, солодки, липового цвета, цикория, березовых почек, бадьяна, укропа, гвоздики, валерианы, кардамона; настой спиртованный кедрового ореха; сахарный сироп; колер; мёд натуральный; масло эфирное бальзамное перуанское; масло эфирное апельсиновое; масло эфирное коричное; масло эфирное анисовое; ванилин.
Во-вторых, вкус. И даже бог с ним, со вкусом, куда важнее послевкусие.
Во вкусе — всё вот это богатство, от левзеи и черёмухи до укропа и донника, только вы вряд ли разберёте все тонкости оттенков. Проще сказать, что вкус у «Мустага» тёмный, глубокий и с тонами хорошего горького шоколада.
А вот послевкусие!
Как только бальзам погладит все ваши вкусовые рецепторы и соскользнёт по глотке внутрь, на вас тотчас накатывает вся суровость, тягота и плотность шахтёрской судьбы. Это такая сложная горечь, что я не знаю, как ещё передать ощущение.
Только что ты смотрел на сияющие снегом склоны Шерегеша, дышал хрустящим морозным воздухом и был полон каких-то сбыточно-несбыточных московских надежд — и вдруг тебя как будто накрывает тяжёлыми угольными сводами глубокой шахты, и никакого просвета впереди. Потрясающий напиток. Магический: суть кузбасской жизни, переведённая в жидкую форму.
Короче говоря, предупреждаю: пейте «Мустаг» очень осторожно. И не увлекайтесь, а то потом наутро аир, липовый цвет и девясил с перуанским маслом вам такое устроят, что мало не покажется.
В следующих выпусках «Вечернего Лошманова» — новые истории про еду и путешествия. Пока же можно почитать про то, как приготовить капусту с соусом из красной икры, или про то, где в Москве можно выпить из головы Путина. Подписывайтесь!
Завершает выпуск — по традиции — хорошая африканская музыка. Сегодня — из ЮАР: моя любимая певица Симми поёт с дуэтом Claudio x Kenza.