Мой читатель! Сегодня я расскажу тебе о событии, случившимся давным давно под нынче белорусским городом Орша. 8 сентября 1514 года тут состоялась большая битва, которая теперь нередко подается отдельными господами, как событие, благодаря которому было остановлено нашествие восточных орд на славный запад – Великое княжество Литовское и Польшу. Речь идет об одном из эпизодов длинной русско-литовской войны 1512 – 1522 годов Оршанской битве.
Буду честен. В этом сражении русская армия под командованием воевод Ивана Челяднина и Михаила Булгакова-Голицы потерпела поражение от объединенной армии Польши и Великого княжества Литовского. Поляками и литвинами командовали литовский гетман Константин Острожский и польский - Януш Сверчовский.
Если верить польско-литовским источникам, описывающим Оршанскую битву, то получается, что бравые герои остановили «орду московитов» численностью в 80 тысяч человек. Впрочем, мы все прекрасно знаем, что в средневековых битвах и в начале Нового времени на полях сражений сходились миллионы. Вот только под Оршу 80 тысяч русских могло прийти с большим трудом – это было близко к максимальной мобилизационной возможности всего Московского государства. Само собой, ВСЯ русская армия прийти к Орше не могла чисто физически. Надо же ещё и захваченные земли охранять, например, тот же Смоленск, и гарнизоны в своих городах держать, и границы со степняками и татарами сторожить.
По русским летописям, например, по Софийской II и Новгородской, наоборот, было больше поляков и литвинов. Современные адекватные исследователи сходятся во мнении, что силы сторон по численности были примерно равны и составляли примерно по 12 тысяч человек с каждой из сторон. Большое ли это было сражение? Да, большое. А вот результаты … Это как оценивать. Потому что победить то поляки и литвины победили. Только вот чего они с этого добились? А ничего. Ведь чуть больше месяца назад перед битвой под Оршей русские взяли Смоленск. И польско-литовская армия должна была вернуть его. Но в итоге Смоленск так и остался у русских.
Кстати о том, что эта битва была хоть и большой, но для русского войска не определяющей, говорит тот факт, что во главе московской армии стояли не главные военачальники того времени, такие как Данила Щеня или Василий Шуйский, а воеводы ниже рангом.
Но про это потом. Сначала про сражение.
Началось все с того, что полк Правой руки русских, которым командовал Михаил Булгаков-Голица пошел в атаку. Причем согласовать свою атаку с Иваном Челядниным он не посчитал нужным. Или зазорным для себя. Или ещё почему-то. Но историки сходятся во мнении, что причиной несогласованной атаки стал местнический спор между Голицей и Челядниным, которые не могли договориться, кто из них старше.
А ведь местничество тогда, при всей его вредности для общего дела, было принципиальным вопросом. Воеводы не просто так грызлись между собой, кто старше. На кону стояла не просто личная честь, а честь рода. Ведь если ты сегодня согласишься быть под неким воеводой Иваном, то это значит, что и дети, и внуки твои станут ниже него по рангу. А если ты считаешь себя выше родом, этого допустить никак нельзя.
В итоге Голица со своим полком пошел в атаку один на левый фланг польско-литовской армии. Поначалу все пошло хорошо. Настолько, что в ходе стычки погибли представители знатных польских родов. А значит, дело было на самом деле жарким.
Но потом в контратаку пошла польская гусария. Вел ее один из командующих польско-литовской армии – надворный гетман Януш Сверчовский. Контратака удалась, атака русских захлебнулась. По идее, если бы Большой полк пришел на помощь, всё могло пойти по-другому. Но другие полки на помощь Голице не пришли.
Архангелогордский летописец об этом моменте битвы написал так:
«И нача первое биться князь Михайло Голица…, а Иван Андреевич в зависти не поможе князю Михаилу. И бившеся много и разступившись розно»
Только после того, как атака полка Правой руки полностью провалилась, Челяднин, бросил в атаку основные силы. Но их литвины поймали в ловушку, обратившись в намеренное бегство и заманив русских под огонь пушек в узком месте.
Может быть, пушки тогда были и несовершенные, и вообще в полевых условиях их начали применять совсем недавно. Но под Оршей они сыграли свою роль. Во-первых, потому что неожиданно ударили по русским, а во-вторых, это стало сигналом к общей контратаке. Контратака оказалась удачной, главные силы побежали, после чего началось избиение, во время которого русская армия и понесла свои главные потери.
Разгром был полным. В плен попали сразу 6 воевод, в том числе Иван Челяднин и Михаил Булгаков-Голица. В победных реляциях польского короля и великого князя Литовского Сигизмунда I, количество убитых и плененных русских составило аж 30 тысяч человек, хотя на самом деле, там в обеих армиях столько народа не было.
Поляки и литвины праздновали победу. Русские откатились к Смоленску. Казалось бы, можно возвращать город и вообще вторгаться в пределы Московского государства, раз победа такая большая и славная.
Но не тут то было.
Вернуть удалось только несколько относительно небольших крепостей. Смоленск так и остался за русскими. Большую роль сыграло то, что русские воеводы смогли быстро вычислить среди горожан заговор в пользу Сигизмунда. Участников заговора развесили на стенах города вместе с теми подарками, которые они получили от Василия III, когда ранее переходили в его подданство. Остальные быстро прониклись, тем более, что сторонников московского князя тоже было достаточно.
В итоге Смоленск вернуть не удалось, а вот русские уже через несколько месяцев продолжили свои набеги и захват городов великого княжества Литовского. Зато посполитое рушенье, то бишь польская армия была распущена по домам, на чем все величие победы и закончилось. Использовать ее плоды поляки и литвины не смогли. Более того, вскоре уже и громкие реляции слать перестали, а начали просить помощи против «русских варваров».
Война продлится ещё долгие годы и закончится только в 1522 году взаимным истощением сил и согласием Литвы и Польши отдать Москве все, что она завоевала. В том числе и Смоленск.
Под Оршей случился отдельный тактический успех польско-литовского войска, ни в коей мере не сказавшийся на итогах всей войны. Да, победили, да, разгромили. Но войну проиграли.
Кстати, есть мнение, что бело-красно-белый флаг, тот самый, польский, впервые был использован именно в этом сражении.
-------------
Судьба Булгакова-Голицы и Челяднина сложилась плачевно. Они попали в плен. Челяднин так в плену и умер. А Голица провел в польском и литовском плену долгие 37 лет. Его освободили только при Иване Грозном, в 1551 году.
Почему то, что поляки не отпустили русских воевод за выкуп, часто объясняют тем, что Василий III объявил всех плененных умершими и выкупать их отказался. Это не так. Осталось много свидетельств того, что попытки выкупа предпринимались. Но поляки каждый раз отказывались. Более того, даже в 1549 году, когда уже Иван Грозный предлагал за выкуп Голицы огромные деньги – 1 000 рублей, переговоры закончились ничем. И только в 1551 году удалось таки договориться об освобождении воеводы, ставшего к тому моменту глубоким стариком (ему было около 85 лет, для того времени - просто огромный возраст).