Последняя часть долгой и нудной эпопеи о радиальных направлениях Мосузла с их безбилетным проездом. В этой части будет рассказано о Казанском направлении - как на Черусти, так и на Рязань.
Несмотря на то, что черустинская и рязанская ветки между собой значительно отличаются в большинстве своём, было решено свести это всё в один материал, дабы лишний раз не подзадалбливать читателей. При этом, где это необходимо, будет указываться, к какой ветви информация относится (как на Черусти, так и на Рязань).
Горьковское направление Мосузла и о безбилетном проезде там
Ярославское направление МЖД и о безбилетном проезде там
Савёловское направление МЖД и о безбилетном проезде там
Общая информация по направлению: контингент, подвижной состав, статистика.
Казанское направление объединяет в себе две отдельные ветки - на Черусти и Рязань, которые имеют общий вокзал - Казанский, и участок от Казанского вокзала до Люберец 1. Раньше, для пущей идентичности, подвижной состав красился и там и там в что-то типа салатово-фисташкового цвета, причём, это касалось не только обе ветки, но ещё и рязанского региона МЖД тоже.
Обладает высоким пассажиропотоком, несмотря на достаточную шаговую доступность к метро. Если бы не это, то, наверное, пассажиропоток превысил бы таковой в сравнении с Ярославским направлением.
На Черусти: если брать общий удельный вес в пассажиропотоке, то на черустинской ветке он откровенно мал, в силу того, что крупных населённых пунктов - раз-два - и обчёлся.
На Рязань: здесь пассажиропоток гораздо выше, однако, основная масса пассажиров - это жители Московской области, жителей рязанской глубинки, сколько бы ни катался, в электричках, как правило, немного.
Подвижной состав - это либо ЭД4М разного возраста, либо ЭР2, которые работают на отдалённых маршрутах. Первые - работают в полной составности, как минимум, на участках Москва - Голутвин и Москва - Черусти точно. Вторые - составностью в 6 вагонов, и работают на участках Черусти - Вековка, Рязань - Голутвин/Узуново, хотя, в последнее время по Рязани начали проскакивать и 4-вагонные составы (этим летом - так точно). В общем, обе ветки обслуживаются 2.5 депо (участок Рыбное депо Раменское можно считать разве что за половину депо). Качество и чистота подвижного состава по направлению на Рязань (по депо Раменское, включая рыбновский участок) оставляют желать лучшего, в сторону Черустей (по депо Куровская) - более-менее вменяемое.
Контингент в пригородных поездах смешанный.
На Черусти: крайне нестабилен, и периодически он может соперничать с Горьковским направлением в плане распития, курения и драк, особенно с контролёрами. При этом, контролёрам (не важно, простым, или особого назначения), в отличие от "горьковки", достаётся куда изряднее, а их самих могут в полном составе выкинуть из поезда. Как сказал кто-то из пассажиров, балом правят безбилетники с городка Гусь-Хрустальный, находящийся в десятке километров от выхода на искомую ветку.
На Рязань: относительно спокойный до Голутвина, дальше проявляются нотки нестабильности, особенно на рейсах, обслуживающимися участком Рыбное. Особенный смак добавляют торговцы, которые могут хоть все 200 километров долбить по ушам пассажиров о важности приобретения "вот этой вот" безделушки.
Уровень оплаты проезда на ветках в 2017 году также несколько различался.
На Черусти: самый низкий показатель среди всех направлений Мосузла - за проезд готовы были полностью раскошелиться всего лишь 40.5% пассажиров.
На Рязань: не столь, чтобы сильно лучше, но и до среднего уровня немного не дотягивает - 61.6% готовы оплачивать проезд полностью. При этом, пассажиры Воскресенска или Рыбного к неоплате проезда относятся куда категоричнее, там едва больше половины исправно платят.
Контроль оплаты проезда.
Стандартный в 2-4 контролёра. Для участка Рязань - Голутвин/Узуново при своих 4-6 вагонах может оказаться либо усиленным, либо вовсе отсутствовать (во всяком случае, в электричках на участке Рязань - Голутвин частенько приходилось нарываться на либо довольно ускоренные проверки билетов, либо на отсутствие контролёров вовсе).
На Черусти: усиления в виде контролёров-кассиров особого назначения там - явление не редкое, и как выше отмечалось, ради проезда без билета ушастые готовы лезть в мордобой с особистами без задней мысли. Усиления в виде контролёров в каждом вагоне также имеют место быть. Для проезда на участке Москва - Черусти хватит пары перебежек, если ехать дальше на Вековку - в районе четырёх.
На Рязань: особисты, как сообщается, ездили на участке Голутвин - Рязань в последний раз лишь прошлым летом, дальше, видимо, поняли, что ловить там в силу имеющегося пассажиропотока нечего. Однако, каждовагонные контролёры туда захаживают, не гнушаясь прямых электричек Москва - Рязань и даже в выходные дни. Для проезда до Рязани на прямой электричке может хватить 3 перебежек, но если ехать с пересадкой по Голутвину, то количество перебежек может вырасти до 6-7. Если ехать в поздний вечер из Рязани в Москву с пересадкой по Голутвину, то в идеале можно обойтись и без перебежек.
Меры по пресечению безбилетного проезда.
На общем участке Москва - Люберцы 1 планируется установка турникетов на всех без исключений остановках. Также, некоторые остановки довольно сложны для прохода мимо турникетов (например, Выхино, где проще за кем-то пройти через турникеты). Периодически сотрудники правоохранительных органов отлавливают идущих по путям, например, на Казанском вокзале или Перово (по крайней мере, раньше, где можно было по обходной перескочить по-быстрому на Чухлинку).
На Черусти: после Люберец в силу невысокого пассажиропотока, турникетов практически нет - только в Куровской и Шатуре. Однако, терминалы предварительной продажи билетов (ТППД) присутствуют - вплоть до платформы Шатурторф, а дальше, видимо, сеть не ловит (терминалы эти подключены к глобальной сети посредством мобильной связи и код для ввода для покупки билета "на выход" без сбора печатается, естественно, не совсем от балды). На ответвлении Кривандино - Рязановка и БМО (участок до Егорьевска) таких штукенций нет. Превалирует "ручной" труд в виде контролёров (включая "особистов" и "каждовагонников" - первые могут ехать и дальше в Вековку).
На Рязань: помимо общего участка до Люберец, планируется на участке вплоть до 47 км также повсеместно установить турникеты (за исключением платформ Кратово и 42 км). Далее 47 км турникетных линеек также немного - одна в Воскресенске (88 км) и две - в Коломне (Коломна, Голутвин), а ещё дальше пассажиропоток в сторону Рязани не настолько велик, чтобы там облагораживать места не столь многолюдные турникетами. Терминалы предварительной продажи билетов также присутствуют вплоть до платформы Ходынино, их на ответвлениях на Озёры и участке Рыбное - Узуново нет, иногда проскакивают задержки в выдаче талонов до 15-20 секунд (что, впрочем, не отменяет взыскание сбора в поезде). Иногда в поездах присутствуют сотрудники полиции, но они скорее выполняют работу в части охраны общественного порядка, нежели чем в пресечении безбилетного проезда. Особисты дальше Голутвина в сторону Рязани ездить прекратили, каждовагонники могут быть в любой день недели.
Заключение.
Казанское направление характеризуется высоким и в то же время - резко контрастным уровнем пассажиропотока, основной костяк которого составляют жители Московской области живущих в городах по направлению в Рязань, и коих (городов) там - хоть пруд пруди. В то же время, ответвление на Черусти и рязанская глубинка особой популярностью не пользуются - людей в электричках немного и сами пассажиры там соответствующие.
Имеется значительное количество существующих железнодорожных путей на участках Панки - Лыткарино/Дзержинский, не состыкованная со стороны Москвы железнодорожная линия до аэропорта Жуковский, Луховицы - Зарайск (правда, там пассажирское движение уже совсем давно как отсутствует), Черусти - Уршель/Рошаль, которые в пассажирском движении не используются.
Среди пиарщиков городов на направлении, котируются Коломна и Рязань с их местными кремлями. Также, каждый год в Жуковском проводится международный авиасалон МАКС, ради чего ЦППК назначает соответствующие остановки электричкам (включая и экспрессам).
По приезду в Черусти, можно дальше поехать в Вековку, а оттуда - в Муром или Арзамас. Раньше, можно было проехать электричками до Казани за сутки с копейками, сейчас - нет (отсутствует пригородное сообщение на участке Сергач - Шумерля).
По приезду в Рязань, можно дальше поехать в сторону Сасово. До Саранска доехать не получится - нет пригородного сообщения дальше Пичкиряево (говорят, вроде как рабочий поезд есть, но о возможности посадки туда не известно ничего). Со стороны Арзамаса примерно та же ситуация. Можно поехать в сторону Воронежа через Ряжск и Мичуринск, но лучше это делать через павелецкий ход, а так же - принять во внимание, что на юг поехать электричками так или иначе не получится (особенно, если вы решили поехать спонтанно).