На протяжении многих десятилетий в российской Императорской академии живописи преобладал академизм – стиль в живописи, при котором требовалось внешнее подражание античным формам классического искусства.
В 1870 году 14 художников-реалистов, вдохновленных революционным народническим движением в России, организовали «Товарищество передвижных художественных выставок».
Картины художников показывались не только в Петербурге и Москве, но и в других городах России.
Художники-передвижники считали своей сверхзадачей в искусстве изображать жизнь, такой, какая она есть в реальности.
В передвижных выставках художников-передвижников участвовали известные ныне русские художники: Крамской, Репин, Суриков, Перов, Маковский, Мясоедов, Поленов, Саврасов, Шишкин, Левитан и другие.
Благодаря художникам-передвижникам, живопись перестала принадлежать только аристократам, она шагнула в массы, и стала достоянием всего народа.
Художники-передвижники не просто изображали реальность, они ее критически переосмысливали, приводя в соответствие со своими политическими взглядами,
Творчество передвижников не просто изменило стиль русской живописи, оно, наряду с другими факторами готовило общественное мнение к изменению государственного строя - свержению самодержавия.
Усилиями передвижников у множества людей выработался новый, критический взгляд на мир, который в конечном итоге изменил сознание масс и подготовил Февральскую, а потом Октябрьскую революцию в России.
"Картинки" художников, яркие запоминающиеся зрительные образы, на самом деле не так безобидны, как нам порой кажется. Они подготавливают почву к принятию человеком новых политических и общественных реальностей в своей жизни.
Так было в XIX веке, так будет и в XXI веке.