(Ironclad: Battle for Blood, 2013, Великобритания)
Не только история трагедий имеет свойство повторяться в виде фарса, но и порой история творческого успеха. Причём, как здесь, у одного и того же человека - Джонатана Инглиша. Который, сняв в 2010-м пусть не шедевральный, но мощный средневековый боевик "Железный рыцарь", спустя три года вдруг забацал "типа сиквел": аналогичный фильм с другими актерами про штурм другого замка. Забацал - и сел в такую огромную галошу, что на ней Федор Конюхов мог бы переплыть Атлантику.
Как сумел так оконфузиться достаточно опытный режиссёр, уму непостижимо. Но это есть свершившийся горестный факт, и кино сие уже так легко не развидеть.
"То, что не убивает нас, делает нас сильнее"... Это слова Фридриха Ницше, германского философа 19 века? Чёрта с два! Так говорит Заратустра главный герой "Железного рыцаря 2" в истории об англо-шотландских войнах 13-го века. С какой стати он обскакал в многомудрости самого Ницше аж на 6 веков? Вопрос уместный, но по сути бесполезный. Ведь не только подобные анахронизмы в этом кино, но и само оно - один махровый эпик фейл. За что, конечно, можно выплеснуть на Инглиша дюжину ушатов помоев, но я буду скромен и побеспокою его лишь двумя вопросами.
Первый: на кой ляд вообще надо было копипастить свой собственный фильм? Да ещё с гораздо меньшим бюджетом, что видно даже невооруженным бухгалтерскими очками глазом? Вдобавок копипаста вышла настолько халтурная, что возникает сомнение, а один ли и тот же человек её снимал.
Трёхкопеечная убогость лезет в "Железном рыцаре 2" буквально из каждого кадра. От отсутствия авторитетных актеров, которых было немало в оригинале (лишь кое-кто из местных знаком нам по "Игре престолов"), и их фальшивых эмоций в духе мелодрам по РТР, до шизофренического монтажа. Здешние диалоги могут оборваться на полуслове, после чего Инглиш суёт нам под нос другую сцену, а затем - вот спасибо! - всё же "допокажет" предыдущую. Однако беда в том, что, если вы не запомнили, о чём болтали эти герои пять минут назад, то рискуете вконец запутаться в их словоизлиянии.
Той же адской сумбурностью страдает и "боёвка". Зритель видит перед собой сплошь дергающихся голодранцев, которых и так едва отличаешь друг от друга, а Инглиш ещё и порой напускает на них туман войны дымку. Видимо, чтобы замаскировать позорные масштабы своих "ниэпических" баталий с массовкой из дюжины окрестных алкоголиков. Которых даже не пришлось ради этого отмывать от грязи и стричь. И лишь килты да вымазанные синькой под "Храброе сердце" морды злодеев дают хоть какой-то шанс выделить их в этой суете из "хорошистов".
Про зияющую дырами, аки Рейхстаг в мае 1945-го, логику и высосанную из пальца, мотивацию сражаться многих персонажей неудобно и заикаться. "И какого хрена этот человек сейчас так поступил?" - спросите вы у телеэкрана десяток, если не больше раз за фильм. И само собой, не дождетесь ответа. Но что самое грустное: в первом "Железном рыцаре" у Инглиша такой фигни не было в помине. Ибо тогда этот мужик действительно "мог", а теперь, как та старая кляча из анекдота, "ну ни шмогла я, ни шмогла".
Ну и второй вопрос: слышь-те, а куда они пропили из своего реквизита все луки и арбалеты?
Да-да, вы не ослышались: перед нами батальное кино о Средневековье, в котором нет свиста стрел, равно как самих стрел и гаджетов для их запуска. Или нет, вру: пару раз нам покажут какой-то занюханный лук, что валяется в углу. Но когда дело доходит до штурма, лучников с обеих воюющих сторон просят "с вещами на выход", и мы их в упор не наблюдаем. При том, что швырять в обороняющихся камни, копья и зажигательные снаряды злодеи умеют, а луко- арбалетопроизводство в их отсталых краях в 13 веке было ещё не налажено.
И опять же - насколько замечательно отсняты "стрелковые" сцены в первом "Рыцаре", где даже был свой скорострельный "леголас"! А здесь на это Инглиш тупо забил арбалетный болт, и скудностью бюджета была тут явно ни при чём.
***
В общем, та ещё трэшанина. Но что самое прискорбное: её состряпал тот же создатель, что подарил нам отличную первую картину. Почему вдруг Инглиша здесь так раскорячило и перекосило, кто бы знал. Но, похоже, в репутацию он сам себе нагадил изрядно, ведь с тех пор мы больше не видели от него заметных картин.